Фонд исследований исламской культуры
 имени Ибн Сины

Библиотека

Аннотация В книге рассматривается вопрос о воздействии структуры языка на познавательные способности его носителей, или проблема лингвистической относительности. В первом разделе представлен подробный анализ развития релятивистских идей с конца XVIII в. по 1990-е гг. Во втором разделе рассматриваются компаративные исследования 1990–2010-х гг., посвященные пространственной семантике, концептуализации времени, цветообозначениям и другим эмпирическим и теоретическим проблемам, связанным с тем, что можно охарактеризовать как неорелятивистское направление в психолингвистике и когнитивной антропологии. В третьем разделе представлена новая модель взаимосвязи структуры языка и когнитивных процессов, названная автором пострелятивизмом; также намечена программа будущих пострелятивистских исследований. На обширном материале (около 250 языков и несколько сотен эмпирических исследований)…
Аннотация Монография посвящена комплексному рассмотрению наследия одного из классиков средневекового суфизма — Махмуда Шабистари (1288–1321). Он известен прежде всего как автор поэмы «Цветник тайны», в которой в сжатой форме разбираются основные вопросы суфийской мысли. Автор данной монографии стремится не только изложить содержание мировоззрения средневекового суфия, но и помочь читателю погрузиться в мир средневекового мусульманского мистицизма. Такое погружение возможно за счет того, что взгляды Шабистари рассматриваются в контексте его культурного окружения, а сама книга выстроена на основании базовых принципов исламской культуры. Книга предназначена для широкого круга читателей. Выходные данные Лукашев А. А. Мир смысла в немногих словах: философские взгляды Махмуда Шабистари…
Аннотация В четырех главах и двух приложениях настоящей книги впервые описаны устойчивые закономерности мышления (отношения части и целого, их противоположения и объединения) в теории и практике искусства maqām как устно-профессиональной музыкальной традиции, сохраняемой на древнееврейском, персидском, арабском и языках тюркской группы. Комментированный перевод и исследование трактата о музыке Фахр ад-Дина Рази (XII―XIII вв.), а также первое издание русского перевода трактата о музыке Анонима XIV в. («Мухаммад Нишапури») подчинены решению проблем онтологии музыки и методологии исторического знания с учетом различия процедур смыслополагания в исследуемых традициях. Издание предназначено широкому кругу специалистов и студентам вузов. Выходные данные Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и…
Аннотация «Реконструкция религиозной мысли в исламе» Мухаммада Икбала (1873–1938) – самая серьезная попытка осмысления мусульманского духовного наследия с учетом политических и социально-экономических вызовов XX в., современных достижений науки и философского знания. Перевод и исследование творчества Икбала призваны содействовать ломке сложившихся в отношении ислама стереотипов, недооценивающих присущие исламской культуре потенции к развитию, адаптации и совершенствованию. Выходные данные Икбал, Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Мухаммад Икбал; пер. с англ., предисл. и коммент. М.Т. Степанянц. – М.: ООО «Садра», 2020. – 224 с. – (Ислам: классика и современность). Скачать оглавление
Аннотация Мортаза Мотаххари (1920–1979) – один из выдающихся интеллектуалов Ирана ХХ века. Он сочетал в себе глубокие богословские знания, философское мышление, обширную гуманитарную эрудицию и новаторский подход к религии, благодаря которым вышел за рамки умозрительного философствования и стал настоящим интеллектуалом действия. Данная книга представляет собой сборник фрагментов наиболее ярких и интересных работ М. Мотаххари, опубликованных ранее в переводе на русский язык. Эти работы посвящены наиболее актуальным проблемам современного автору иранского общества: соотношению религиозной и национальной идентичности иранцев, выработке принципов исламской идеологии, правовому положению женщины в исламе, исламскому идеалу совершенного человека и взаимодействию науки и веры с точки зрения ислама. Книгу…
Аннотация Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой первую в истории философии попытку целостного осмысления феномена «авраамического» мифа. Опираясь на оригинальную символистско-экзистенциальную концепцию, автор пытается описать архитектонику функционирования различных религиозных систем – в том числе иудейской, христианской и мусульманской. Для ответа на ключевой вопрос об основаниях отличия одних типов мифологии от других исследователь привлекает внушительный массив материала, собранного за десять лет кропотливой работы; выдержки из многих источников публикуются на русском языке впервые. Издание адресуется философам, востоковедам, культурологам, богословам и всем интересующимся проблемами истории религиозной мысли. Выходные данные Нофал, Ф.О. Диалектика авраамического символа / Ф.О. Нофал. – М.: ООО «Садра», 2020. –…
Аннотация Исследование посвящено институционализации II мусульманского прихода Москвы, который сложился в северных частях города к 1894 г. и привел к образованию ныне действующей Московской Соборной мечети в Выползовом пер. в 1904–1905 гг. Известен целый ряд предшественников данного прихода — т. н. места концентрации мусульман в преимущественно православной среде. Среди объектов средневековья известны: урочище Дербентское (в р-не ст. метро «Тургеневская»), Дворец касимовских царевичей (Мясницкая ул.), Двор хивинского султана (ул. Маросейка) и др. К объектам Нового времени относятся: Дом Хошаловых-Измайловых (ул. Сретенка), дом Салтыкова и дом Байбекова на Цветном бульваре. Впервые публикуются архивные документы из московских, петербургских и уфимских фондов, посвященные жизни…
Аннотация Основной лейтмотив предлагаемой вниманию читателей книги – идея о том, что наивысшей ступени своего развития творческая деятельность иранцев достигла в искусстве письма и художественного оформления рукописей. Книга Хамида-Резы Келичхани вводит читателя в удивительный мир каллиграфии, в котором эстетика смысла сопрягается с эстетикой его художественного воплощения. Подтверждением тому служит более 300 иллюстраций с изображениями уникальных произведений искусства. Работа может быть полезна специалистам-кодикологам, а также всем интересующимся историей мирового искусства и книжной культуры. Выходные данные Келичхани, Хамид-Реза. Иранская каллиграфия: знакомство с традицией / Х.-Р. Келичхани; пер. с перс.: Б. В. Норик, отв. ред. Д. Д. Васильев, науч. ред. М. Дж. Назарли.…