Исламские страховые компании в мире предлагают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.
Общим такафулом, в основе которого лежит идея возмещения, охватываются риски, присущие имущественному страхованию. Участниками здесь могут выступать физические и юридические лица, а уплачиваемые взносы направляются в так называемый фонд общего такафула, или просто такафул-фонд, откуда страхователям предоставляется возмещение при наступлении для них страхового случая.Такафул-оператор выступает в роли доверительного собственника этого фонда. Если уплаченных взносов недостаточно для покрытия издержек, компания может повысить ставку премии.
Исламские страховые компании в мире предлагают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.
Общим такафулом, в основе которого лежит идея возмещения, охватываются риски, присущие имущественному страхованию. Участниками здесь могут выступать физические и юридические лица, а уплачиваемые взносы направляются в так называемый фонд общего такафула, или просто такафул-фонд, откуда страхователям предоставляется возмещение при наступлении для них страхового случая.Такафул-оператор выступает в роли доверительного собственника этого фонда. Если уплаченных взносов недостаточно для покрытия издержек, компания может повысить ставку премии.
Однако если для кого-либо из участников наступил страховой случай и он получил соответствующее возмещение от страховщика, то он зачастую не имеет права претендовать на часть прибыли из такафул-фонда. Многое зависит здесь от выбранной модели исламского страхования.
В общем такафуле обычно заключаются краткосрочные договоры. Цена услуг устанавливается здесь так же, как и в коммерческом страховании. При заключении договора исламского страхования для участника могут быть предусмотрены специальные льготы.Так, при страховании ответственности владельцев автотранспорта участнику предоставляется скидка, если за время действия полиса он ни разу не попал в аварию.
Важным отличием общего такафула от традиционного имущественного страхования является метод оценки застрахованного имущества. В традиционном имущественном страховании по некоторым видам услуг страховщик предлагает страхователю полис, включающий оценку застрахованного имущества. Это означает, что в случае полной гибели предмета страхования страхователю будет возмещена сумма,указанная в страховом полисе. А, например,при частичном ущербе в традиционном страховании страховщик может выплатить сумму как бóльшую,так и меньшую,чем предполагалось при заключении договора в отношении аналогичного ущерба, – если реальная стоимость застрахованного имущества на момент наступления страхового случая стала меньше или, наоборот, превысила сумму страхового покрытия.
В исламском страховании подобные методы считаются неприемлемыми, поскольку создают ситуацию гарара (неопределенности) и риба (ростовщичества). В связи с этим исламские страховщики практикуют периодическую оценку застрахованного имущества, чтобы избежать незаконного, по их мнению, обогащения одной стороны за счет другой. Осуществляя такие меры, такафул-оператор тем самым нивелирует противоречие между суммой компенсации и текущей рыночной ценой застрахованного имущества. При этом соответственно меняется ставка премии (взносов).
В рамках семейного такафула предусматриваются различные варианты страховых продуктов, имеющие, как правило, аналоги в традиционном страховании. Однако, учитывая противоречивое отношение к страхованию жизни в шариате, некоторые мусульманские правоведы всячески стараются подчеркнуть, что семейный такафул отнюдь не означает в буквальном смысле страхование чьей-либо жизни, а представляет собой финансовую сделку, направленную на защиту иждивенцев застрахованного от различных рисков.
Подобной осторожностью в терминологии прежде всего и объясняется деление такафула на общий (general takaful) и семейный (family takaful), а не на takaful non-life insurance и takaful life insurance соответственно, хотя последние два термина иногда можно встретить в работах исследователей исламского страхования.
При этом игнорируется тот факт, что ту же самую характеристику можно дать и традиционному страхованию жизни.
В связи с вышесказанным любопытно привести высказывание советского специалиста по страховому праву В.П. Крюкова: «Конечно, здесь (в страховании жизни. – Р. Б.) интерес проявляется не к жизни человека вообще, а к материальной выгоде от страхования ее, но ведь страхуемая жизнь тесно связана с выгодой, эти два фактора неотделимы друг от друга, почему законодательству приходится очень строго относиться к подобным договорам и ставить известный предел деятельности, как страховщикам, так и страхователям, дабы интерес посторонних лиц к смерти застрахованного лица не выходил из рамок нравственности, в противном случае нравственная цель страхования для выгодоприобретателя превратилась бы в корыстное желание скорейшей смерти застрахованного субъекта».
По мнению автора данной работы, важно понять, что отличие между традиционным личным страхованием и семейным такафулом состоит не в терминологии, а в особенностях системы распределения прибыли между оператором и участниками.
Семейный такафул, в отличие от общего, представляет собой не только и не столько защитный механизм от рисков на основе принципа взаимопомощи, сколько систему сбережений. Регулярно выплачиваемые участниками взносы направляются в такафул-фонд, который делится на две части:
1) счет участника (индивидуальный счет), на который поступает большая часть уплаченных взносов, дающих участнику право на получение инвестиционного дохода;
2) специальный счет (коллективный счет), на который поступает другая часть взносов и откуда наследникам участника, а также самому участнику при дожитии им до конца действия полиса выплачиваются определенные средства.
Если участник умирает до окончания срока действия полиса по семейному такафулу, его наследники получают все взносы, уплаченные им на счет участника с момента заключения им договора и до его смерти, включая аккумулированный доход. Наследники также имеют право на ту часть взносов со специального счета участника, которую участник выплатил бы, если бы дожил до истечения периода страхового покрытия. Данная сумма рассчитывается начиная с момента смерти участника и до окончания срока действия полиса.
Теоретически для получения со счета участника страховой выплаты и прибыли не имеет значения, в результате чего наступила смерть. Застрахованный может умереть как естественной смертью,так и в результате самоубийства – как известно, жизнь и смерть любого живого существа зависит от воли Аллаха. Однако на практике многие компании не выплачивают возмещение при самоубийстве застрахованного,особенно если оно имело место по прошествии нескольких лет после заключения договора.
При дожитии застрахованного до момента истечения срока действия полиса он получает всю сумму поступивших от него на счет участника взносов, а также инвестиционный доход, образовавшийся в период действия договора. Кроме того, застрахованный получает часть инвестиционного дохода со специального счета участника в соответствии с правилами, установленными компанией.
Если же участник решит расторгнуть договор исламского страхования до истечения срока действия полиса,он сможет претендовать только на уплаченные им до момента расторжения договора взносы и прибыль по ним (за вычетом издержек оператора). При этом страхователь ничего не получает со специального счета участника.
Инвестиционная политика компании в отношении излишка в семейном такафуле несколько отличается от аналогичной политики в общем такафуле. Если в общем такафуле страховой излишек поступает в такафул-фонд, принадлежащий участникам, то в семейном такафуле существует несколько вариантов распоряжения излишком. Излишек может быть:
1. Распределен среди участников.
2. Оставлен в такафул-фонде в качестве резерва будущих периодов.
3. Направлен на цели благотворительности.
В рамках семейного такафула возможно предоставление:
1. Личного страхования, в т.ч.:
a) индивидуального семейного такафула;
б) группового семейного такафула.
2. Аннуитета (ренты);
3. Семейного такафула, связанного с инвестированием (investment-linked).
Существенное влияние на концепцию исламского страхования, и на семейный такафул в частности, оказывают принципы наследования в мусульманском праве. В соответствии с принципами мирас и васийа, в семейном такафуле назначенный участником выгодоприобретатель выступает в роли доверительного собственника (или правильнее – владельца), а не в качестве абсолютного бенефициария, как в традиционном страховании жизни. Соответственно, страховой интерес в традиционном страховании жизни принадлежит самому застрахованному лицу и заключается в его дожитии до окончания действия полиса. После смерти застрахованного лица страховой интерес переходит к его супругу, родителям, детям, партнерам по бизнесу и др. В такафуле же страховой интерес после смерти застрахованного лица переходит к ограниченному кругу его наследников в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву.
Источник: Беккин Р.И. Исламское страхование (такафул): Учебное пособие. – М.: ООО «Садра», 2015. – 2-е изд., расшир. и доп. – С. 60–65.