Погружённость
Один из главных факторов успешной учёбы – погружённость ученика в процесс учения и полное отрешение от других занятий. Он должен обратить всё своё внимание на учёбу и ни на что другое не отвлекаться. Другими словами, он должен целиком отдаться учёбе. Если он будет занят мыслями о богатстве, славе, жене, детях и прочих мирских делах, ему будет непросто изучать науки, постигать добродетели и совершать благодеяния.
Погружённость в учёбу достигается путём полной концентрации внимания на учёбе и отвлечения от других занятий (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 16–17). Поэтому Зарнуджи в одном месте пишет, что ученик должен всегда и всюду учиться у людей (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 13), а в другом пишет, что ему не следует заниматься чем-то иным, кроме науки (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 17). Объединяя эти идеи, Зарнуджи говорит, что ученик всегда должен быть погружён в учёбу, и когда он утомится от одной науки, ему следует обратиться к другой (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 17).
Выбор науки с помощью учителя
Каждый человек предрасположен к определённой науке. Поэтому ученик должен выбрать то направление, которое более всего соответствует его наклонностям.
Исходя из того, что учитель лучше знает склонности и способности своих подопечных, ученик должен посоветоваться с ним при выборе будущей специальности.
Те, кто выбирает свою стезю с помощью учителя, более успешно развиваются в своей специальности, чем те, кто не советуется с учителем.
Зарнуджи рассказывает, что когда Мухаммад ибн Исма‘ил Бухари начал изучать фикх, учитель посоветовал ему заняться изучением хадисов, так как посчитал, что это более подходит его характеру и способностям. Юный Мухаммад послушался совета наставника и постепенно стал одним из имамов науки о хадисах (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 6).
Внимательность и повторение
Ученик всегда должен быть внимателен к изучаемому предмету, быстро и глубоко постигать его. Если он не будет уделять уроку достаточного внимания, учитель должен будет несколько раз повторять материал. В итоге ученик привыкнет к тому, что урок должен несколько раз повторяться, а это приведёт к тому, что его память ухудшится (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 12–13).
Однако одной внимательности недостаточно для успешной учёбы. Ученику необходимо повторять пройденный материал, чтобы закрепить его в памяти. Разумеется, уровень повторений зависит от сложности и объёма занятий, т.е. чем труднее и пространнее материал, тем больше потребуется времени для его повторения. Для того чтобы ученик лучше сохранял в памяти то, что он учит, рекомендуется следующий метод повторения пройденного: желательно, чтобы ученик пять раз повторял вчерашний урок, четыре раза позавчерашний, три раза
урок трёхдневной давности, два раза урок четырёхдневной давности и один раз урок пятидневной давности.
Согласно этому методу ученик не должен забрасывать те уроки, которые прошёл раньше, чтобы не забыть их. Ему следует повторять их вышеуказанным способом, чтобы они навсегда закрепились в его памяти (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 11, 12, 15).
Уподобляя внимательность и повторение двум крыльям, Зарнуджи подчёркивает: «Желательно, чтобы ученик усвоил урок благодаря старанию понять речь учителя или благодаря внимательности и повторению, так как если материал урока невелик, то ученик сможет путём повторения понять и усвоить его» (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 13).
Обсуждение
Ученики должны пересказывать друг другу пройденные уроки, обсуждать их и обмениваться мнениями. Зарнуджи считает, что этот подход очень эффективен, и утверждает, что один час обсуждения урока с соучениками полезнее целого месяца зубрёжки, потому что обсуждение, помимо повторения, несёт и другую пользу (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 13).
При этом он указывает на два негативных момента, которые необходимо избегать: а) обсуждение урока с непонятливыми и злонравными людьми, чьи качества могут передаться ученику; б) гнев и ярость при обсуждении, так как обсуждение подобно совещанию, а цель совещания – поиск правильного решения. Следовательно, ученики должны задаваться целью нахождения истины, а не навязывать противной стороне свое видение проблемы (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 11–12).
Целевое использование времени
Учёба человека не ограничена временными рамками. Она начинается с колыбели и заканчивается в могиле. Поэтому ученик должен использовать каждый миг своей жизни для того, чтобы получить новые знания и самосовершенствоваться, и всегда помнить, что упущенные возможности никогда не вернутся (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 11–12).
Разумеется, при этом Зарнуджи признаёт, что детство и юность – наилучшая пора для учёбы, и потому он советует максимально использовать свои возможности в это время, чтобы получить больше знаний и стать более набожным (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 8, 17). Он пишет: «Жизнь коротка, а знания бесконечны. Поэтому ученик не должен тратить своё
время попусту. Он должен дорожить своими вечерами и свободным временем» (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 19).
В своей книге Зарнуджи разъясняет, как ученик может лучше и продуктивнее использовать своё время (Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 7–21).
1. Ученик должен избегать того, что губит его время и отвлекает от чтения и размышлений, как то: споры и раздоры с другими, общение с болтливыми и порочными людьми и т.п.
2. Ученик не должен бояться задавать вопросы. Если он чего-то не знает, ему следует спросить у знающих людей. Вопрос – ключ к знаниям. Однажды Ибн ‘Аббаса спросили: «Как ты достиг таких знаний?». Он ответил: «С помощью вопрошающего языка и размышляющего сердца». Ученики в те времена задавали так много вопросов, что их называли «что скажешь?», потому что
они постоянно спрашивали людей: «Что ты скажешь по такому-то вопросу?».
3. Ученик должен общаться с учёными и праведными людьми и извлекать из этого пользу.
4. Ученик должен посвятить чтению такие благословенные часы, как первая часть ночи и раннее утро, чтобы продуктивнее использовать своё время. Ночью ему следует меньше спать, а днём не тратить время бессмысленно.
5. Ученик должен всегда носить с собой книгу, чтобы при малейшей возможности заняться чтением.
6. Ученик должен всегда иметь при себе карандаш и тетрадь, чтобы записывать те полезные вещи, которые услышит от других, и запоминать их.
Улучшение памяти и понятливости
Один из факторов успешности ученика в учёбе – способность хорошо и быстро усваивать урок и не забывать его. Зарнуджи посвящает освещению этого вопроса отдельную главу в своей книге и советует ученику следовать следующим советам:
1. Постоянное и серьёзное стремление понять и уразуметь урок.
2. Повторение уроков, в особенности выше приведённым методом.
3. Совершение богоугодных дел, в особенности таких, как ночные молитвы, чтение Корана и т.п.
4. Обращение особого внимания на духовные вопросы и воздержание от мирских дел.
5. Употребление мёда, ладана с сахаром, изюма и всего того, что восстанавливает водный баланс.
6. Воздержание от всего того, что прививает забвение, как то: грех, высокомерие, жадность, обжорство, употребление кислого яблока и всего того, что нарушает водный баланс организма.
7. Использование мисвака (Зарнуджи. Та‘лим ал-мута‘аллим. С. 10, 11, 21, 22).
Источник: Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей / колл. авторов; пер. с перс. Дж. Мирзоева. – Т. I. – М.: ООО «Садра», 2016. – С. 98–102.