История живописи в Иране восходит еще к пещерной эпохе. В пещерах остана Лорестан были обнаружены наскальные изображения животных и людей, возраст которых – более 12 000 лет. Помимо этого, рисунки на керамической посуде на курганах Силах и Шуш свидетельствуют о том, что иранские мастера в этих регионах уже были знакомы с живописью. Изображения на керамике представляют собой образы животных и природы, нарисованные весьма примитивно, геометрическими формами. Немногочисленные изображения, относящиеся к эпохе Ашканидов, были обнаружены в провинции Систан, на горе Хадже, и в Дура Эвропос в Междуречье, и в них отчетливо прослеживаются традиции декоративной живописи исламской эпохи. Иногда стиль этих изображений напоминает иранскую миниатюру.
При Сасанидах искусный иранский художник Мани, считавший себя еще и пророком, создал ценные иллюстрации к книге «Аржанг», которые провозгласил своими чудесами.
С прихода в Иран ислама и до эпохи Сельджукидов Омейяды и Аббасиды объявили шахскую монополию на живопись и оказывали всяческое сопротивление ее развитию в народе. В первые века ислама живописные работы использовались в основном для оформления книг. Обложка и поля книги раскрашивались и украшались орнаментом. Искусство декорации книг получило значительное развитие при Сельджукидах, монголах и Тимуридах. Примерно с XVI в. живопись стала самостоятельным искусством.
Первые картины исламской эпохи (со II по XI в.) прославили багдадскую, или аббасидскую, школу живописи. Воззрения этой школы, и в частности, на изображения животных, и описание картин соответствует сюжетам рассказов. Художники, принадлежащие к этой школе, привнесли в живопись особого рода инновацию. Они были очень заинтересованы в том, чтобы после многих лет упадка, наблюдавшегося в этом искусстве, создать новую традицию, хотя особый успех на этом пути им не сопутствовал. В своих работах они использовали ограниченный набор красок, но даже их простые картины изобилуют цветом больше обычного. Среди произведений аббасидской школы можно указать на иллюстрации к книге «Калила и Димна». В целом в картинах этой эпохи заметно влияние школы Мани.
После нашествия монголов, случившегося в XIII в., в Иране появилась новая школа живописи – монгольская. Она находилась под влиянием китайского искусства и монгольского стиля и, подобно им, отличалась застывшими образами, лишенными динамики. Утвердившись в Иране, эта школа попала под влияние иранского искусства и начала перенимать не только иранскую технику, но и местные сюжеты. Иранские живописцы, со своей стороны, также испытали влияние монгольского стиля. Иранцы вдохновлялись китайскими эскизами и наполняли их иранской колористикой.
Разрушительное нашествие монголов привело к гибели многих произведений иранского искусства. Монгольские наследники Чингиз-хана, приняв исламскую религию, стали создавать на иранской земле свои государства и забрали художников в свои столицы – Тебриз и Мараге. Благодаря примирению правителей-монголов и ширазских правителей многие художники оказались в Ширазе. В это же время стараниями Хаджи Рашида ад-Дина Фазлоллы в Тебризе был создан центр науки и искусства под названием Рабе Рашиди, что вселило новую надежду в деятелей искусства и ученых. В центре была подготовлена книга «Тарихе Рашиди», страницы который украсили лучшие художники своего времени. С технической точки зрения художники этой эпохи были сильнее, чем их предшественники времен Сельджукидов. Палитра их красок разнообразна, эскизы очень точны. На большинстве картин лица людей имеют выраженные китайские черты. Горы, облака и птицы тщательно выписаны, а цветы и деревья имеют множество завитков и изгибов. Совокупность произведений этого времени, поскольку они были созданы в Тебризе, стали называть тебризской школой.
Как уже говорилось, именно тогда в Ширазе установилась относительно безопасная ситуация, и этот город привлек к себе художников, создавших произведения, отличавшиеся от картин тебризской школы. Главное отличие заключалось в меньшем влиянии на ширазских мастеров китайской манеры живописи. В этих произведениях было больше простоты, чем в картинах тебризских мастеров. Школа получила название ширазской. Спустя некоторое время между этими двумя школами живописи – тебризской и ширазской – начался культурный и художественный обмен, вслед за которым в иранскую живопись пришли перемены, явные признаки которых просматриваются в иллюстрациях Джунайда к «Дивану» Хаджави Кермани.
В отличие от багдадской и монгольской школ, лишь немногие образцы работ которых дошли до наших дней, гератская школа миниатюры оставила после себя многочисленные произведения. Основателями этой школы были предки Тимура. Эсперты в области живописи уверены, что иранская живопись в эпоху Тимуридов достигла своего апогея, и именно в это время ее мастера смогли избавиться от китайского влияния. Имеющиеся иллюстрации Баисногри к «Шахнаме» подтверждают этот факт. Насыщенность цветом в этот период сильно отличалась от прежних живописных школ. Композиция картин также стала заметно совершеннее. С этого периода художники начали оставлять на своих произведениях подписи, так как теперь уже смогли отделить свое имя от имени писателя или известной книги, избавившись от их влияния. Это и послужило причиной роста профессионализма в живописи этой эпохи.
Среди авторитетных и известных художников гератской школы следует назвать Камаль ад-Дина Бехзада. Он представил новую методику иранской живописи, выведя ее из традиционных придворных рамок, сделав сюжетом своих картин жизнь простого народа. Работы Бехзада оказали опосредованное воздействие на индийскую и турецкую живопись. Бехзад прожил до начала эпохи Сафавидов, постоянно совершенствуя свое искусство живописи.
В первые десятилетия правления шахов Сафавидской династии живопись продолжала развиваться в направлении, заданном все той же гератской школой миниатюры. Одним из самых ценных произведений этой эпохи является иллюстрированная рукопись «Хамсы» Низами, над которой поработали почти все известные мастера того времени. Некоторые из этих мастеров, например, Ага Мирак и Мир Сейед Али, были учениками Бехзада, а другие, такие как Султан Мохаммад, писали свои работы, находясь под его влиянием.
В последующие годы в связи с ростом численности городского населения и строительством дворцов в новой столице Ирана, Исфахане, живопись приобрела иную форму, иногда даже становилась частью архитектурного замысла, когда стены расписывались узорами для украшения. Одни из самых известных строений этой эпохи, чьи внутренние помещения покрыты картинами, – павильон Али Капу («Ворота господина») и дворец Чехель Сотун («Сорок колонн») в Исфахане. Некоторые изменения в живописи при Сафавидах произошли благодаря знакомству с западной культурой. Впервые в истории несколько европейских художников прибыли в Иран, а группа иранских любителей живописи отправилась в Италию. С тех пор в Иране начала распространяться европейская манера живописи. Материалы и инструменты, используемые художниками, тоже изменились: это касалось и использования масляной краски, и холста, и особых западных красок. Самым известным художником того времени был Мохаммад Заман. Его картины в основном написаны под влиянием западных работ, и лишь в некоторых случаях он обращается к культуре своей страны. Заман писал очень много пейзажей.
Однако и тогда была целая плеяда художников, продолжавших писать в традиционном стиле, и среди них нужно выделить Резу Аббаси, в чьих работах можно увидеть отражение искусства Бехзада. Но Реза Аббаси в своем творчестве уделял больше внимания человеку, нежели окружающему миру.
Художественные работы, оставшиеся в наследие от эпохи Зендов, либо повторяют искусство конца правления Сафавидов, либо являются прелюдией к дальнейшим преобразованиям в иранской живописи. При Каджарах продолжение западного стиля в живописи принесло новые плоды. В это время благодаря сочетанию иранских традиций в искусстве и западной методы в живописи родился новый стиль. Сюжетом картин зачастую были шах и придворные. В целом можно сказать, что живопись времен правления Зендов и первых десятилей господства Каджаров находилась под влиянием зендско-каджарской художественной школы, среди известных представителей которой были Ага Садек, Мохаммад Али и Мохаммад Хасан.
Другой стиль живописи, который появился в конце эпохи правления Сафавидов, известен как стиль «Голь ва морг» («Цветок и птица»). На этот стиль в некотором роде повлияла западная манера орнамента и декорации. Чаще всего цветовые решения, которые использовались в технике «Голь ва морг», брали начало в западной живописи. Такая техника чаще всего применялась для украшения шкатулок, пеналов для перьев, а иногда и для декорирования переплета книг.
К тому времени, когда зендско-каджарская школа начала приходить в упадок, появился выдающийся художник по имени Абульхасан Гаффари, более известный как Сани ал-Мольк, внесший разительную перемену в каджарскую технику живописи. Без преувеличения можно сказать, что он заложил основы искусства иранской графики, поскольку первые печатные иллюстрации, появившиеся в газетах того времени, принадлежали его кисти и кисти его учеников. Среди работ Сани оль-Молька можно выделить «Хоршид-ханом» («Госпожа-солнце»), «До дельдаде» («Двое влюбленных»), «Пирезан ва машате» («Старуха и цирюльник»), «Эззатолла-хан Шахсевен» и др.
Амир Кабир во время пребывания на посту премьер-министра основал школу для подготовки художников и мастеров искусства под названием «Маджма Дарус санае» («Общество Дом искусств»). В этой школе собрались лучшие преподаватели различных направлений искусства того времени. Абульхасан-хан, главный художник, вместе со своими учениками занимался там росписью золотом книги «Тысяча и одна ночь». Абульхасан-хан был художником-натуралистом, в отличие от иранских художников прежних времен, которые отличались и внутренним, умозрительным, и внешним видением мира.
В эпоху Каджаров членом двора Насер ад-Дина Шаха стал известный художник Камаль оль-Мольк (Мохаммад Гаффари), имевший поистине выдающийся талант. Любовь к живописи привела его в Европу. Камаль оль-Мольк хорошо изучил классический стиль западных живописцев, но больше всего его поразили работы голландского художника Рембрандта. Камаль оль-Мольк был склонен к изображению природы, однако в своих произведениях постоянно уделял внимание жизни народа и культуре Ирана. Он был одним из основоположников художественной школы и музея искусств в Иране. Среди его работ: «Таларе айине» («Зеркальный зал»), «Йехудийе фалгире багдади» («Багдадский еврей-предсказатель»), «Заргаре багдади ва шагердаш» («Багдадский золотых дел мастер и его ученик»), «Арабе хабиде» («Спящий араб»), «Мейдане Карбала» («Поле битвы в Кербеле»).
Многие художники уже после Камаль оль-Молька следовали в своих работах его манере живописи и основали академический стиль. Их серьезная деятельность началась со школы изящных искусств. Многие художники получили образование в этой школе, и среди них можно назвать такие имена, как Хосейн Тахер-заде Бехзад, Исмаил Аштийани, Расам Аржанги, Али Мохаммад Хайдарийан, Абульхасан Садики, Мохсен Вазири, Али Асгар Петагар, Али Акбар Санати. Эти художники зачастую писали в манере поверхностного классицизма и натурализма, копируя европейский академический стиль XIX века. Их склонность изображать людей, мягкая игра света и тени, использование в произведениях сюжетов народной культуры и сильные эскизы были самыми главными отличительными чертами этой школы.
Другое художественное направление, которое получило распространение еще в каджарский период и пользовалось популярностью в народе, – роспись кофеен. В самом начале такой росписью занимались неграмотные художники, писавшие картины по мотивам религиозных мистерий и рассказов, эпических и религиозных, читаемых за занавесом. Хозяева кофеен для привлечения клиентов заказывали художникам изображать сцены из мистерий на стенах в зале. Хосейн Куллар, Мохаммад Модаббер и их ученики: Фатхолла Куллар, Хосейн Хамадани, Хасан Исмаил-заде, Аббас Болукифар – были известными художниками, позднее работавшими в этой манере. Но этот стиль живописи постепенно утратил свой блеск по мере появления и распространения СМИ и, в частности, телевидения.
Современные иранские художники, как и прежде, не придерживались традиций какой-то одной школы. С началом реформ в политической сфере и приходом к власти династии Пехлеви в Иране появилось движение западного модернизма, оказавшего влияние на все виды творчества, включая живопись, познакомив ее с новейшими стилями. Большинство художников хотели использовать западный стиль, выйти из рамок традиционных стилей. «Данешкадейе хонархайе зиба» (Институт изящных искусств) в Тегеране стал источником многочисленных перемен в живописи. Те художники, что копировали произведения европейских собратьев, в частности, голландского живописца Ван Гога, стали известны как художники-модернисты. Эта группа художников несколько отдалилась от подлинных иранских традиций, а также нечасто обращалась к теме природы. Художники, получившие образование в Европе, напрямую следовали таким стилям, как кубизм и экспрессионизм. Среди последователей этих стилей следует упомянуть Джалила Зийапура, Хосейна Каземи, Джавада Хамиди, Мохаммада Джавадипура, Марко Григоряна, Насера Ависи, Сохраба Сепехри, Бахмана Мохассеса, Парвиза Танавволи, Мохсена Вазири, Мансуре Хосейни. В последующие периоды творили такие выдающиеся живописцы, как Парвиз Калантари, Хосейн Зендеруди, Мансур Гандриз, Фарамарз Пил Арам, Масуд Арабшахи, Голамхосейн Нами, Мохаммад Эхсаи, Мортеза Катузийан.
Некоторые художники следовали старинным традиционным манерам письма. Новая манера в современной иранской живописи возникла благодаря группе художников, стремившихся оживить старинные и традиционные для Ирана искусства. Такие мастера, как Хади Таджвиди, Хадж Мирза-ага Эмами, занимались оживлением классической иранской живописи. Через некоторое время к ним присоединилась другая группа художников: Али Карими, Хосейн Бехзад, Мохаммад Али Завийе – и мастеров по золочению: Хосейн Альтафи, Али Мати, Хосейн Эсламийан. Сильные миниатюристы также работали в этом стиле, и наиболее выдающимися из них был Махмуд Фаршчиан, Маджид Мехреган и Рустам Ширази. Среди отличительных особенностей работ этой школы – прекрасные, привлекательные лица людей, романтическая атмосфера, одежда, изобилующая складками, длинные развевающиеся шали, прекрасное обрамление, выделяющиеся на фоне одежды очертания тел, фигур, выглядывающих из-под легкой, подобной шелку, одежды, и влияние на них любовных и эпических произведений персидской литературы, в частности, «Голестана», «Бустана», газелей Хафеза. Другая группа художников, используя в своих работах подлинную культуру прошлого страны, смешивала ее с традициями западных школ искусств, создавая довольно интересные произведения.
Одной из манер живописи, что появилась в эту эпоху, была манера «Сакка-хане» («Хранилище для воды»). Основатели этой школы и этой манеры – Хосейн Каземи, Мансур Гандриз, Сохраб Сепехри. Даже если они сами иногда и использовали западные произведения, однако были против копирования и подражания им, стараясь использовать в своих работах только традиционные элементы. Живопись в стиле «Сакка-хане» имеет глубокую и тесную связь с эпохой расцвета самобытного иранского искусства в прошлом (Ахемениды, Сасаниды, Сафавиды и т.д.). Среди других художников, творивших в этой манере, – Джалил Зийапур, Насер Ависи, Хосейн Зендеруди, которые известны как новые традиционалисты в живописи. Специфической особенностью стиля этой школы является использование материалов и предметов по своему усмотрению, свобода выбора сюжетов и набросков, а также красок и прямая связь с подлинной культурой и цивилизацией Ирана. Успех работ школы «Сакка-хане» обусловил появление новых стилей и манер живописи и каллиграфии, порой становится трудно отличить на картине живопись от каллиграфии, и временами это вызывает у зрителя недоумение. Среди новаторов этого стиля можно назвать имя Фарамарза Пил Арама. Он – представитель школы «Сакка-хане» и один из первых художников, использующих сочетание живописи и каллиграфии. Работы Пил Арама имеют характерные отличительные признаки, такие как отпечаток ладони с пятью пальцами, штандарт, геометрические фигуры, густое смешение красок, красивых завитков, дуг и букв. Другие выдающиеся мастера живописи, которые также писали в этой манере и оставили ценные работы: Реза Мафи, Курбан Али Аджели, Джалил Расули, Мохаммад Эхсаи, Хади Ага Джани, Али Акбар Исмаили Кучани, Мохаммад Мехди Харати.
В любом случае, какие бы изменения ни претерпевала со временем классическая иранская живопись, она до сих пор признается во всем мире как один из величайших стилей живописи. Ясное голубое небо, потрясающая красота бутонов и цветов на деревьях, девственная природа, а среди всего этого – изображение множества людей, красивых и не слишком, добрых и злых, на холстах иранских художников вызывают неизменный интерес и всегда будут представлять предмет гордости для Ирана и всего иранского народа.
Источник: Хатами Ахмад. Иран: страна и люди / пер. с перс. М. Эмами, В. Норика. – М.: ООО «Садра», 2016. – С. 271–282.