Способность принимать решения и делать выбор является одним из самых важных вопросов познания человека. Ибо каждый индивид безошибочно определяет его внутри себя посредством присутствующего в нём знания (‘илм худури). Посредством этого знания он понимает своё душевное состояние, и даже когда сомневается в чём-либо, то осведомляется о наличии этого «сомнения» посредством упомянутого знания, при этом он не допускает никакого сомнения в достоверности своих сведений. Таким же образом, каждый человек посредством минимальной сосредоточенности на своём внутреннем мире может произнести или не произнести какое-либо слово, двигать или не двигать руками, съесть или не съесть какое-нибудь блюдо и т. п.
Принятие решения по какому-либо делу иногда по своему направлению совпадает с удовлетворением инстинктивных и животных желаний — подобно голодному, который намеревается отведать то или иное блюдо, или жаждущему, который решиться пить воду. Иногда принятие решения направлено на удовлетворение интеллектуальных потребностей и осуществление высших человеческих мечтаний. Примером может служить больной, который для восстановления своего здоровья принимает горькие лекарства и воздерживается от вкусной пищи; или исследователь, который ради науки и достижения истины отказывается от мирских благ, подвергая себя огромным лишениям; или самоотверженный солдат, готовый отдать жизнь ради своих идеалов.
Действительно, человеческие ценности проявляются в том случае, когда между различными желаниями возникает какое-либо препятствие и человек для достижения высоких нравственных качеств, вечного духовного совершенства, сближения с Богом и для того, чтобы удостоиться обещанного Богом рая, отказывается от своих низменных и звериных желаний. Всякое дело, совершённое с большей свободой действий и с большим сознательным выбором, будет иметь больше воздействия на духовное совершенство или падение человека, создавая больше оснований для воздаяния или наказания.
Конечно, способность сопротивляться своим плотским желаниям бывает неодинаковой у всех людей и по отношению ко всем предметам, но каждый человек в какой-либо степени наделён свободной волей и может постоянными усилиями развивать в себе эту способность. Следовательно, нет никаких сомнений в наличии воли и самостоятельного выбора и нельзя, чтобы всякие сомнения послужили поводом для душевных волнений или неуверенности по отношению к этому явному духовному аспекту.
Как было упомянуто, наличие свободы выбора в качестве очевидного принципа признаётся во всех воспитательных и этических системах, религиях и небесных вероучениях. Без неё не может быть и речи об обязанностях, ответственности, порицании, поощрении, наказании и воздаянии.
Источник: Мухаммад Таки Мисбах Йазди. Акыда – исламское вероучение / пер. с перс. М. Махшулова. – М.: ООО «Садра», 2016. – С. 151–152.