Принципы и правила воспитания базируются на объективной реальности, в отличие от заповедей, сообщающих нам о должном и недолжном. Одними из наиболее значимых основ воспитания являются антропологические, потому что объектом воспитания является человек. Игнорирование антропологической основы равноценно пренебрежению самим предметом воспитания, как будто во главу угла всей нашей деятельности ставится не человек, а дерево, животное или металл.
Разумеется, такое воспитание не только не достигает своей цели, но даже ведет к растрате потенциала, не давая никакого результата, кроме пустого растрачивания человеческих и прочих ресурсов. Поэтому внимательное отношение к процессу развития и изменения человека, его нуждам, физическим и духовным особенностям на каждом этапе жизни является одним из необходимых требований педагогической работы, и любая педагогическая система или программа, пренебрегающая этим важным моментом или толкующая его неверно, переживает неудачу и приходит к краху.
Рассуждая об особенностях подросткового возраста и молодости, мы сказали, что этот период является временем душевных метаний и внутренних переживаний, проявления которых можно видеть на примере грубости, агрессивности, протеста, вражды и упрямства, обидчивости, вспыльчивости и чрезвычайной чувствительности подростков. Конечно, кризис переходного возраста может проявляться более или менее ярко в зависимости от характера поведения, отношения и общения с подростком окружающих его людей. Если это общение протекает правильно, то за бурными штормами молодости последует весьма плодотворный период, а иначе этот ураган может создать массу трудностей и проблем для самого подростка, его семьи и общества в целом. Внимательное отношение к этому важному компоненту развития позволяет нам обнаружить еще один принцип воспитания подростков, в основе которого лежат любовь и симпатии, в том смысле, что при работе с юношеством необходимо положить в основу всех педагогических мероприятий мягкость, терпимость, любовь и дружелюбие, а не обиду, гнев и ненависть. Следует избегать таких методов, поступков, планов и материалов, которые бы наносили удар по и без того нестабильной психике подростка. Подросток должен находить в своих родителях и педагогах средоточие любви, нежности и симпатии, оплот безопасности, рядом с которым они могут унять все свои тревоги и волнения, а потому даже на занятиях по религиозному воспитанию нужно говорить о любви Аллаха к подросткам, а также большой любви и симпатии к ним Непорочных (А). Этот весьма важный принцип удовлетворяет целый ряд фундаментальных потребностей подростка, в центре которых находится потребность в безопасности, спокойствии и защите.
Разумеется, нахождение такого пристанища любви и симпатии является для молодежи точкой опоры, доверия и надежды в период трудностей, проблем и духовных метаний. Создание доверительных отношений в процессе воспитания является основой для любой педагогической деятельности и цели, и пока этот важный момент не обеспечен, воспитуемый никогда не поддастся воспитательному воздействию. Успеха можно достичь благодаря двум принципам: любви и доброжелательности. Необходимость претворения в жизнь этих принципов не ограничивается лишь периодом юности и молодости, однако в соответствии с особенностями этого возраста, перечисленными ранее, она приобретает особенное значение именно в этот период. Вольфганг Брецинка в своей книге «Роль педагогики в современном мире» пишет об очевидном крахе современных воспитательных программ для молодежи: «В этом возрасте до молодежи тяжело достучаться, и многие люди, имеющие с ней дело в силу своих профессиональных обязанностей, страдают недостатком взаимопонимания, способности тонко чувствовать и принимать меры. В наибольшей степени это ощущается в родителях, учителях, специалистах и клерикалах, чаша весов которых значительно перевешивает. Мы редко имеем дело с теми, кто может легко и непосредственно разговаривать с молодежью. Обычно обе стороны ощущают друг по отношению к другу крайнее отчуждение. Взаимного доверия не возникает, потому что противоположная сторона не проявляет какого-либо преимущества, на которое можно опереться» (Брецинка, Вольфганг. Нагш-е та’лим-о-тарбийат дар джахан-е эмруз. С. 264–265).
Морис Дебесс также пишет по этому поводу: «Сначала нужно помочь молодым легко пережить этот бурный возраст и не позволить, чтобы он привел к пустой и бесплодной растрате сил на опасные увлечения. Достичь этой цели можно лишь в том случае, если отношение к молодежи сопряжено с дружбой и любовью. Подростки нуждаются в педагогах, которые понимали бы их проблемы и могли критиковать их, когда это необходимо, будучи в то же самое время способны поддержать их в тяжелые моменты жизни» (Лотфабади, Хосейн. Раваншенаси-йе карборди-йе доуран-е кудаки ва ноуджавани (Прикладная психология детского и подросткового возрастов). Т. 1. С. 97).
Обратите внимание на нижеследующие предания, по которым можно проследить, как Непорочные (А) обращали внимание молодежи на благосклонность, милость и любовь к ним Аллаха.
— Имам Садик (А) говорит: «Когда в юности я усердствовал в служении Господу, мой отец сказал мне: «Сын мой! Не мучай себя так. Когда Аллах любит своего раба, Он довольствуется от него и малым» (Аль-Кулайни, Мухаммад б. Йа’куб. Аль-Кафи. Тегеран: Дар аль-китаб аль-исламиййа, 1413 л.х. Т. 2. С. 87).
— Пророк (С) говорит: «Я прошу вас быть добрыми со стариками и сострадательными и любезными с молодыми» (Муттаки аль-Хинди, Али б. Хисам ад-Дин. Канз аль-‘уммаль фи сунан аль-акваль ва-ль-аф’аль. – Бейрут: Муассасат ар-рисаля, 1409 л.х. Т. 3. С. 179. № 6050).
— Он также сказал: «Самым любимым для Аллаха творени ем является юноша, который расходует свою красоту и молодость ради Аллаха и в подчинении Ему. Он тот, кем Аллах гордится перед своими ангелами и говорит им: «Это мой истинный раб!» (Там же. Т. 15. С. 785. № 43103)
Изучение преданий показывает, что наши религиозные предводители обращали максимальное внимание на это правило воспитания юношества, не говоря уже о том, что они сами соблюдали это правило, взаимодействуя и общаясь с подростками и молодыми людьми, и рекомендовали нам соблюдать его. Пророк (С) говорит: «Я прошу вас быть добрыми со стариками и милосердными и любезными с молодыми» (Там же. Т. 3. С. 179. № 6050). В беседах Непорочных со своими детьми можно увидеть выражения, свидетельствующие о любви, нежности и дружелюбии. К тому же религиозные предводители уммы пытались наилучшим образом передать подросткам и молодым любовь Аллаха к ним.
Внимательное изучение следующего предания показывает, что религиозные предводители уммы объясняли любовь и заботу Аллаха к молодым людям и подросткам, к которым они обращались, с точки зрения трех аспектов.
1. Любовь Аллаха по отношению ко всем молодым людям. Аллах оказывает почтение всем молодым людям. Все молодые дороги и ценны для Аллаха, а потому Аллах снисходителен к ошибкам человека до окончания периода его молодости.
2. Любовь Аллаха к набожным молодым людям. Аллах любит молодых людей, которые пользуются возможностями своей молодости для поклонения Аллаху и Его восхваления, и даже ставит их выше ангелов, перед которыми Он ими гордится.
3. Любовь Аллаха к молодым грешникам. Третьим видом любви Аллаха является любовь к тем молодым людям, которые раскаиваются в совершенных ими грехах и обращаются ко Всемилостивому Аллаху. Разумеется, милость и прощение Аллаха охватывает и эту категорию молодежи. Важно донести до молодежи, что Аллах любит их и ждет их возвращения и раскаяния.
Источник: Хаджидехабади Мохаммад-Али, Хосейнизаде Сейед Али. Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий / Пер. с перс. И. Р. Гибадуллина. — М.: ООО «Садра», 2015. — С. 83–88.