Благоразумная жизнь ответственна за исполнение чудесной мечты, заключающейся в изменении характера взаимоотношений между людей, которые ныне строятся на основе выгоды и корысти, а должны основываться на принципах человечности и сопричастности. Взаимоотношения на основе выгоды берут своё начало в постыдной формуле Томаса Гоббса, гласящей: «Человек человеку волк!»
Эта основа считается наиболее серьёзным фактором в естественной жизни человечества, хотя мы и предпринимаем несостоятельные попытки объяснить горестные события этой истории, чтобы подсластить их и сделать приемлемыми для переваривания. То, что благоразумная жизнь способна придать отношениям, основанным только на выгоде, оттенок человечности, не является пустой фантазией. Это – истина, для подтверждения которой необходимо полистать страницы летописи людей, отдавших свою жизнь в борьбе за правду и справедливость. На этих страницах мы познакомимся с личностями, которым были чужды корыстолюбие, эгоизм и стремление жить лишь в своё удовольствие.
К тому же, если мы исключим общие фразы, содержащие в себе восхваление учёности и эрудированности человека, а также возвышенных отношений между некоторыми людьми, из всех тем, освещённых в огромном литературном наследии человечества и научных работах, посвященных антропологии, не останется ничего, что было бы посвящено исключительно человеку, а не другим живым существам или бессознательным машинам. И это при том, что все мы читаем эти литературные произведения, имея пристрастие именно к этим фразам, под влиянием которых человек невольно попадает. Поэтому становится понятно, что человек способен воспринять и развить в себе благородные качества и осознать ценность высоких человеческих отношений.
К примеру, когда мы читаем в художественной книге о том, что какой-то человек для успокоения своей совести отказался от значительной прибыли, продолжая испытывать непреодолимые затруднения и даже, может быть, погибает от нужды, мы погружаемся в океан возвышенных чувств. Если со всем, что существует в мире, можно шутить, то шутки по поводу жизни и души абсолютно не уместны. Как же на самом деле действует совесть, способная пожертвовать жизнью и душой? Значит, утверждение того, что социальные отношения основываться лишь на корысти, является самообманом, порождённым лживыми речами других.
Заботливый преподаватель или воспитатель может установить со своими подопечными отношения, выходящие за рамки получения месячной заработной платы. Он может, выходя за рамки официозных отношений, влиять на сердца и умы своих студентов, проявив внимание к их чувствам и внутреннему миру. Студент, в свою очередь, тоже может воспринимать преподавателя как посредника, благодаря которому ему открываются тайны и удивительные аспекты мира. И если говорить в общем, то для сплочения отряда, который разными путями идёт к одной и той же цели, достаточно будет познания и принятия необходимости той цели и её достижения. Именно поэтому, сторонники благоразумной жизни полагают, что внимание к возвышенной цели жизни имеет первостепенное значение для всех людей. Истинные представители передового отряда рода человеческого, взирая на эту возвышенную цель и принимая ее, испытывают мучительную боль по причине исчезновения в обществе человечных отношений, на смену которым пришли механические отношения на основе выгоды, что непременно приведёт к затруднениям, катастрофам и росту несправедливости. От этого страдания и чувства обеспокоенности их души издают стон:
Что значат все эти крики, пьянство и ссор
Когда все мы спутники, соплеменники и сородичи?
Познание и принятие этой возвышенной цели жизни возможно только при условии достижения благоразумия в человеческих отношениях, прийти к которому можно путем отказа от использования людей в своих корыстных целях.
Источник: Мухаммад Таки Джа‘фари. Благоразумная жизнь / пер. с перс. Т. Царик — М. : ООО «Садра», 2014. — С. 208—212.