Пророк Мухаммад (С) так чётко говорил, что слушающий его мог сосчитать его слова.
Говорил он очень кратко, но ёмко. То, что хотел сказать, всегда умел полностью выразить. Он не был ни многословным, ни чересчур кратким. Его речь была последовательной, но между предложениями он обычно делал паузы, чтобы слушатель постиг их и запомнил.
Разговаривал он только по необходимости и говорил: «Признаком учёности человека является то, что он мало говорит о пустяках».
Многословных упрекал: «Самые отвратительные из вас для меня те, кто многословен; те, которые создают видимость, что они умные, и те, которые говорят, не обращая внимания на то, что говорят».
Перебивать людей во время разговора считал нетактичным и говорил: «Тот, кто перебьёт речь своего брата мусульманина, подобен тому, кто расцарапает его лицо».
Злословящих всегда останавливал: «Того, в чьём присутствии злословят о его верующем товарище, и он может помочь своему товарищу, но не поможет, Аллах унизит в этом и в том мире».
Когда он хотел во время беседы поклясться, говорил: «Клянусь именем того, в чьих руках душа Абу аль-Касима (имеется в виду сам Пророк (С), ибо Касим был одним из сыновей Пророка (С), умершим еще в детстве)».
Во время разговора часто свой взор обращал к небу.
Его обычай был таков: он не говорил о каких-то благих предзнаменованиях, но он всё рассматривал как благое предзнаменование.
Не был он ни многословным, ни кратким.
Когда разговаривал, полностью не открывал своего рта.
Когда он говорил, слушатели так опускали свои головы и были так спокойны, словно на их головах сидели птицы. Когда он умолкал, тогда они говорили.
Во избежание неуместной и ненужной категоричности в речи давал ораторам такую рекомендацию: «Признаком вершины веры человека является то, что он в своих высказываниях оставляет место исключению».
Многословных людей предупреждал: «Тот, кто многословен, совершает много ошибок; кто много ошибается, у того много грехов; и кто совершает много грехов, достоин ада».
Передать без изменения и прибавления слово, доверенное ему, считал очень важным и говорил: «Бог окажет помощь тому, кто, услышав от нас что-либо, передаст это [другим] точно так же».
Когда он разговаривал, жестикулировал руками.
Не любил, когда его друзья громко разговаривали.
Никогда в разговоре с другими людьми не подавлял их своим умом и знаниями и говорил: «Мы, пророки, уполномочены с людьми разговаривать соответственно их разуму и пониманию».
Пророк (С) постоянно следил за своей речью и напоминал людям о важной роли языка – в плане созидательности и разрушительности.
«Язык [в День Страшного суда] будет подвергнут такому мучению, какого ни один другой орган не испытает. Язык спросит: «О Боже! [Почему] меня подвергаешь такому мучению, какому не подвергаешь другие органы?» Бог ответит: «От тебя исходило такое слово, которое достигло Востока и Запада, и в результате было пролито много крови невинных людей, было разграблено много имущества и были обесчещены многие. Поэтому, клянусь Своим величием, подвергну тебя такому наказанию, какому не подвергну ни один другой орган».
Вера ни одного раба Божьего не будет чистой и правильной, если его сердце не будет искренним; и ни одно сердце не может быть правдивым, если язык неправдив.
Один из недостатков языка – упрямство, попытка доказывать что-то, что не имеет пользы ни в этом, ни в том мире, и эти пререкания становятся причиной недружелюбного отношения людей друг к другу, разрыва дружеских связей. Следовательно, надо засушить корень этого бесплодного дерева.
Он говорил: «Я гарантирую один дом перед раем, другой – посредине рая, а третий – за его дверями тому, кто оставляет ненужный спор, если даже [спорщик] прав».
«Человек не достигнет вершины веры, если не может придержать свой язык».
«Тот, чьего языка боятся, – обитатель ада».
Источник: Хусейн Сайиди. Личность пророка Ислама. – Пер. с перс. С. Сулаймонова. – М.: ООО «Садра», 2015. – С. 130–132.