Суббота, 21 декабря, 2024
ДомойИсследованияИстория мусульманской экзегетики в Средние века (V—IX вв. х. / XI—XV вв....

История мусульманской экзегетики в Средние века (V—IX вв. х. / XI—XV вв. н.э.). Труды факихов в области экзегетики. Богословский комментарий

Труды факихов в области экзегетики

В Средние века, как и в предыдущие столетия, то, что можно назвать «юридическим» комментарием в узкоспециальном значении этого слова, было заключено в рамки источников, носящих название Ахкам ал-Кур’ан [Предписания Корана], а у имамитов чаще — Айат ал-ахкам [Предписывающие айаты] (см.: настоящая Энциклопедия 6, с. 679—680; Дак 1, с. 723). Вместе с тем среди сочинений, написанных под заголовком Тафсир и включавших в себя проблематику самых разных наук, можно найти комментарии, в которых особое внимание уделяется юридическим вопросам, над которыми довлеет фикх.

В числе таких источников в V в. х. / XI в. н.э. можно назвать ан-Нукат ва-л-‘уйун фи тафсир ал-Кур’ан [Избранные тонкости о толковании Корана] (Суйути. Табакат, с. 83) шафи‘итского факиха Абу-л-Хасана ‘Али б. Мухаммада Маверди (ум. 450 г. х. / 1058 г. н.э.). Ввиду принадлежности автора к сословию юристов этот комментарий не лишён юридических тонкостей, однако наиболее важным его достоинством является чёткая и точная классификация высказываний предшественников относительно толкования коранических айатов, а также уточнение значения отдельных слов и разъяснение их этимологии (изд. Бейрут, 1412/1992). Кроме того, можно также отметить Тафсир маликитского факиха Абу-л-Валида Сулаймана б. Халафа Баджи (ум. 474 г. х. / 1081—1082 г. н.э.) (Там же, с. 53—54).

В VII в. х. / XII в. н.э. в этом жанре был создан целый ряд важных комментариев. Так, уместно вспомнить Тафсир инакомыслящего шафи‘итского факиха ‘Абд ал-‘Азиза б. ‘Абд ас-Салама (ум. 660 г. х. / 1262 г. н.э.), во многом тяготеющий к филологической проблематике (см.: настоящая Энциклопедия 4, с. 195).

Наивысшей точкой развития комментариев с преобладающей юридической тематикой в упомянутом столетии является труд андалусского факиха-маликита Мухаммада б. Ахмада Киртаби (ум. 671 г. х. / 1272—1273 г. н.э.) ал-Джами‘ ал-ахкам ал-Кур’ан [Собрание предписаний Корана], который помимо своей ценности в области фикха, считается не имеющим аналогов сборником в сфере прочих наук, относящихся к экзегетике. Как и подобает комментарию, основанному на сунне (тафсир ал-ма’сур), Киртаби сделал выборку из ранних источников, особенно Табари и Са‘лаби. В сочетании рационалистического и основанного на преданиях подходов, он, находясь под влиянием прежних комментаторов, особенно Ибн ‘Атийи, избрал умеренную позицию (см. Список источников).

Для конца упомянутого столетия необходимо также упомянуть о Мадарик ат-танзил ва хака’ик ат-та’вил [Постижения Откровения и истины аллегорического толкования] ханафитского факиха Абу-л-Бараката ‘Абдаллаха б. Ахмада Насафи (ум. 710 г. х. / 1310 г. н.э.), вознамерившегося сделать извлечения из ал-Кашшафа и Тафсира Байзави, разрешив их спорные вопросы, а также подвергнув критике их догматические основы. Однако помимо догматических и юридических воззрений, в приверженности к аш‘аритскому и ханафитскому мазхабам, а также в стремлении защитить свои религиозные убеждения, в области предания и в филологических вопросах автор следовал методологии, принятой в этих двух сочинениях (см.: Насафи, ‘Абдаллах 1, с. 3).

Для VIII в. х. / XIV в. н.э. можно указать на Тафсир ат-тасхил [Лёгкий комментарий] Абу-л-Касима б. Джази Кальби (ум. 741 г. х. / 1340—1341 г. н.э.), который преследовал цель, близкую Насафи, однако сделал свой комментарий исключительно кратким (изд. Каир, 1355/1936, в 2 тт.). Далее необходимо назвать Тафсир Мухаммада б. ‘Урфы Туниси (ум. 803 г. х. / 1403—1404 г. н.э.), составленный согласно передаче его ученика Басили. В начале главы, посвящённой каждому из айатов, автор приводит резюме из высказываний Замахшари и Ибн ‘Атийи, а затем излагает собственные взгляды и заслуживающие внимания аналитические рассуждения (см. упомянутое сочинение).

Некоторые салафитские и инакомыслящие факихи, в качестве общественных наставников, призывающих вернуться к методам предшественников, в VIII в. х. / XIV в. н.э. создали труды по экзегетике, в которых преобладал проповеднический тон, хотя иногда в них встречались аргументация и документальные свидетельства. Критика авторами этих сочинений того, что в комментариях предшественников они считали подражанием, а также помещение в них плодов своих собстенных размышлений над кораническими айатами придавало комментариям салафитских проповедников новизну и делало их ближе к общественным условиям тех лет — в них наблюдается своего рода перфекционистский взгляд на комментарии предшественников.

Зачинателем этого рода салафизма, а также подобного стиля экзегетических сочинений необходимо признать Ахмада б. ‘Абд ал-Халима б. Таймийю (ум. 728 г. х. / 1328 г. н.э.). Помимо многочисленных трактатов, посвящённых экзегетике, он спорадически комментировал отдельные айаты — собрание его экзегетических высказываний было издано в 3 тт. под названием Дака’ик ат-тафсир [Тонкости толкования] (изд. Мухаммада Сайида Джалинда, Дамаск 1404/1984). Далее в этой группе сочинений необходимо указать на труды ученика Таймийи Ибн Кийама Джаузийи (ум. 751 г. х. / 1350 г. н.э.) (см. главу «Частичные комментарии» ). Далее следует назвать шафи‘итского учёного Мухаммада б. ‘Али б. Наккаша (ум. 763 г. х. / 1362 г. н.э.), проповедника и общественного обличителя, жившего в Сирии, который в своём большом тафсире демонстрирует отказ от подражания комментаторам прошлого и исповедует новые подходы к коранической экзегетике, хотя его пути с Ибн Таймийей и расходятся (см.: Дауди 2, с. 203; настоящая Энциклопедия 5, с. 56).

Подобный социальный, по сути салафитский подход в течение последующих столетий неизменно способствовал обращению ряда факихов к коранической экзегетике.

Богословский комментарий

В Средние века богословами (мутакаллимами) различных религиозных течений были созданы многочисленные комментарии, как в продолжение жанра муташабих ал-Кур’ан, так и в рамках всеобщего тафсира.

В числе небольшого количества образцов, написанных мутакаллимами в рамках традиции муташабих ал-Кур’ан, необходимо, в первую очередь, отметить посвящённое аллегорическому толкованию неясных айатов сочинение Заррат ат-танзил ва гуррат ат-та’вил [Частичка Откровения и лучшее из аллегорических толкований] (Йакут 18, с. 215; Суйути. Багийа 1, с. 150) исфаханского учёного Мухаммада б. ‘Абдаллаха Хатиба Искафи (ум. 420 г. х. / 1029 г. н.э.), со всей очевидностью стремившегося защитить му‘тазилитскую точку зрения (изд. см.: Зерекли 6, с. 227). Автор был одним из друзей Сахиба б. ‘Аббада (Йакут. Там же), и его сочинение следует считать продолжением течения, начатого Сахибом в конце IV в. х. / X в. н.э. в его работе ал-Ибана [Разъяснение основ] (см. соответствующий параграф).

В одном ряду с аш‘аритскими трудами стоит сочинение того же жанра Та’вил ал-муташабихат фи-л-ахбар ва-л-айат [Аллегорическое толкование неясных слов в преданиях и айатах] ‘Абд ал-Кахира Багдади (ум. 429 г. х. / 1038 г. н.э.) — сохранилась рукопись этого памятника (Зерекли 4, с. 48. Ср.: Субки 5, с. 140; GAL, S I, p. 667).

Ярким образцом сочинений этого жанра в VI в. х. / XII в. н.э. является Муташабих ал-Кур’ан [«Сходные по смыслу» айаты Корана] имамитского мутакаллима Ибн Шахрашуба Сарви (ум. 588 г. х. / 1192 г. н.э.), который в тематическом порядке истолковывает спорные айаты, преимущественно богословского характера. В этом труде он использовал сборники комментариев предшественников, переданных от асхабов и их последователей (таби‘ун), а также му‘тазилитские тафсиры (см.: т. 1, с. 2, 4, 19 и др.).

Создание сочинений этого жанра продолжил египетский учёный-аш‘арит Мухаммад б. Ахмад б. Лабан Ас‘арди (ум. 749 г. х. / 1348 г. н.э.) своей работой Азалат аш-шабахат ‘ан ал-айат ва-л-ахадис ал-муташабихат [Изначальное сходство в неясных айатах и преданиях] (Суйути. ал-Иткан 1, с. 35, т. 3, с. 17—19, 21, 24; Багдади. Хадийа 2, с. 155; Зерекли 5, с. 327).

В Средние века важной составляющей деятельности мутакаллимов, также как и учёных из других областей науки, было создание экзегетических сборников — разумеется, следует ожидать, что в них должен преобладать богословский элемент. В среде му‘тазилитских богословов необходимо назвать большой комментарий Мухаммада б. ‘Али б. Мехризада, известного как Абу Муслим Исфахани младший (ум. 459 г. х. / 1067 г. н.э.) и считающегося «отколовшимся» «крайним» шиитом. Абу Муслим был также силён в грамматике и, подобно некоторым предшественникам из му‘тизилитской среды, в своих комментариях смело опирается на филологическую проблематику (см.: Ибн Нукта. ат-Такйид, с. 91; Суйути. Багийа 1, с. 188, Табакат, с. 98—99; Зерекли 6, с. 276).

Помимо Исфахана научная среда Хорасана и Хорезма, где находились сотни му‘тазилитских центров, также была благоприятной для создания богословских комментариев. Например, необходимо указать на му‘тазилитский комментарий Мухаммада б. ‘Абд ар-Рахмана Насави (ум. 478 г. х. / 1085 г. н.э.), жившего в Хорезме (Субки 4, с. 176; Дауди 2, с. 184). Кроме того, следует упомянуть ‘Али б. Хасана Сандали Нишапури (ум. 484 г. х. / 1091 г. н.э.), автора му‘тазилитского комментария (Дауди 1, с. 402; Зерекли 4, с. 273). В то же самое время ‘Абд ал-Малик б. ‘Али Харави (ум. 489 г. х. / 1096 г. н.э.) сделал выборку из комментария крупного му‘тазилитского учёного ‘Али б. ‘Исы Румани (Дауди 1, с. 360).

Вершиной му‘тазилитской экзегетики в V в. х. / XI в. н.э. явился большой комментарий, составленный ‘Абд ас-Саламом б. Мухаммадом Абу Йусуфом Казвини (ум. 488 г. х. / 1095 г. н.э.). Этот труд пользовался немалым вниманием среди учёных самых разных религиозных течений (Суйути. Табакат, с. 67; Зерекли 4, с. 7; настоящая Энциклопедия 6, с. 451). Значительность комментария Абу Йусуфа привела к тому, что учёные разных религиозных школ начали прилагать усилия к его опровержению. В качестве примера, можно отметить труд имамитского учёного Сулаймана б. Хасана Сахрашти, написанный в конце V в. х. / XI в. н.э. (Ибн Шахрашуб. Ма‘алим, с. 91).

В первой половине VI в. х. / XII в. н.э. был создан наиболее значительный из му‘тазилистских комментариев — ал-Кашшаф Замахшари. Однако, хотя этот комментарий и был составлен на основе му‘тазилитской богословской мысли, в нём пробладает методология филологического тафсира (см. соответствующую главу). Начиная с VII в. х. / XIII в. н.э. религиозное течение му‘тазилитов, в целом, начало распадаться — естественно, что му‘тазилитская экзегеза тоже исчезла из научных кругов.

Среди аш‘аритских комментариев V в. х. / XI в. н.э. необходимо отметить составленный в Ираке Тафсир ‘Абд ал-Кахира Багдади (ум. 429 г. х. / 1038 г. н.э.) (Дауди 1, с. 335; Зерекли 4, с. 48), а также созданный одновременно с ним в Хорасане Тафсир-е кабир [Большой комментарий] ‘Абдаллаха б. Йусуфа Джувайни (ум. 438 г. х. / 1047 г. н.э.) (Суйути. Табакат, с. 57, ал-Иткан 1, с. 35; Дауди 1, с. 260). Для более позднего периода к ним можно добавить Тафсир-е кабир Абу-л-Музаффара Шахфура Исфараини (ум. 473 г. х. / 1080 г. н.э.), также написанный в Хорасане (Его же, т. 1, с. 218; Эдирнави, с. 130, 419).

Сочинением, которое можно считать вершиной аш‘аритской экзегетики, является Мафатих ал-гайб [Ключи от сокровенного], известное как Тафсир-е кабир имама Фахр ад-Дина Рази (ум. 606 г. х. / 1209—1210 г. н.э.). Будучи выдающимся аш‘аритским мутакаллимом, в своём труде автор не только направляет свои усилия на защиту идеологии аш‘аритской школы, но также усердно собирает под каждым айатом высказывания богословов различных религиозных школ. В действительности, комментарий имама Фахра представляет собой энциклопедию, в которой можно найти и сравнить обобщение высказываний о толковании каждого айата, принадлежащих мутакаллимам первых шести веков ислама. Помимо богословской проблематики, составляющей главную тему комментария, автор также обращается к филологическим и юридическим вопросам.

Начиная с VII в. х. / XIII в. н.э., аш‘ариты не проявляли заметной деятельности в области экзегетики — возможно, ввиду наличия таких комментариев, как Тафсир Фахра Рази, а также потому, что главный их соперник сошёл с исторической сцены. Среди сочинений учёных-матуридитов, чья идеология была крайне близка к аш‘аритской, можно назвать Тафсир Мухаммада б. Махмуда Бабурти (ум. 786 г. х. / 1384 г. н.э.), созданный в Мавераннахре (Дауди 2, с. 253; Эдирнави, с. 299).

Мутакаллимы следующего поколения либо вообще не занимались экзегезой, подобно кази ‘Азуд ад-Дину Иджи (ум. 756 г. х. / 1355 г. н.э.), либо довольствовались составлением комментариев к ал-Кашшафу, подобно Са‘д ад-Дину Тафтазани, маула ‘Али Кушчи и многим поздним богословам (см.: Дауди 2, с. 319; Эдирнави, с. 343). Комментарий Байзави (ум. 791 г. х. / 1389 г. н.э.), хотя и носит богословский характер с аш‘аритским уклоном, всё же должен быть отнесён к разряду всеобщих тафсиров (об имамитских и зайдитских сочинениях см. соответствующие главы).

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ