Одной из областей экзегетической литературы, появившейся в предыдущие столетия и процветавшей на протяжении всех Средних веков, был суфийский комментарий (тафсир-е ‘ирфани).
В V — начале VI вв. х. / XI—XII вв. н.э. все известные труды по суфийской экзегетике писались в Хорасане. Эта деятельность началась в Балхе с составления Мухаммадом б. Фазлом Раввасом Балхи, известным как Амирак (ум. ок. 415 г. х. / 1024 г. н.э.), большого комментария Джами‘ ал-‘улум [Собрание наук], объём которого превышал 19 томов (Сам‘ани. ат-Тахбир 1, с. 554, ал-Ансаб 3, с. 96; Суйути. Табакат, с. 113).
Следующий шаг был предпринят в Нишапуре Исма‘илом б. Ахмадом Хайри (ум. 430 г. х. / 1039 г. н.э.), составившим Тафсир ал-Кифайа [Достаточное толкование] (Там же, с. 35—36; Зерекли 1, с. 309). Высшей же точки своего развития суфийский комментарий достиг в большом тафсире Абу-л-Касима Кушайри (ум. 465 г. х. / 1073 г. н.э.) Лата’иф ал-ишарат [Тонкости аллюзий], являющемся старейшим из сохранившихся суфийских тафсиров. Этот комментарий, как и следует из его названия, основывается на иносказательном языке Корана, методике, впоследствии получившей продолжение в экзегетической литературе. Как личность самого Кушайри, так и его комментарий являются воплощением сочетания науки и мистического знания — именно поэтому в упомянутом тафсире, помимо мистических истин и тонкостей иносказательного языка Корана, автор не забывает и о проблематике, общей для всех комментариев, например, филологических особенностях Священной Книги.
Ещё одним значимым комментарием этого периода является тафсир гератского старца ходжи ‘Абдаллаха Ансари (ум. 481 г. х. / 1088 г. н.э.), сохранившийся в составе Кашф ал-асрар [Раскрытие тайн] Майбади. Следующими комментариями, появившимися в суфийских кругах Хорасана, являются тафсир Салмана б. Насира Ансари Нишапури (ум. 512 г. х. / 1118 г. н.э.; Дауди 1, с. 199), ат-Тайсир фи тафсир [Облегчающий толкование] ‘Абд ар-Рахима б. ‘Абд ал-Карима Кушайри (ум. 514 г. х. / 1120 г. н.э.; Там же, т. 1, с. 298) и Лата’иф ал-изхан [Утончённость умов] Мухаммада б. Хамуйа Джувайни (ум. 530 г. х. / 1136 г. н.э.; Зерекли 6, с. 110).
Новая волна составления суфийских комментариев поднялась в начале VI в. х. / XII в. н.э. в Андалусии. ‘Абд ас-Салам б. Барраджан (ум. 536 г. х. / 1141—1142 г. н.э.) написал сочинение под названием ал-Иршад фи тафсир ал-Кур’ан [Наставление в толковании Корана]. Помимо мистического знания, Барраджан был сведущ в рецитации Корана, грамматике, хадисоведении и богословии — естественно, что при составлении своего комментария он пользовался этими сведениями. Говорят, что в его труде содержатся основанные на Коране предсказания о будущих событиях (Суйути. Табакат, с. 68; Хаджжи Халифа 1, с. 1031—1032; Дак 2, с. 463). Другое экзегетическое сочинение этого автора, Танбих ал-афхам ила тадаббур ал-Китаб ал-хаким ва та‘арруф ал-айат ва-л-анба’ ал-‘азим [Указание на размышление о Мудрой Книге и познание великих чудес и известий], список которого хранится в Королевской библиотеке Мюнхена, как следует из его названия, явился основой для подобного рода предсказаний (Aumer I (2), с. 15—16).
Среди прочих мистиков-экзегетов Андалусии нам известно об ‘Абд ал-Джалиле б. Мусе Ансари Касри (ум. 608 г. х. / 1211—1212 г. н.э.), считающемся последним андалусийским суфием, придерживающимся суннитских основ. Он является автором недошедшего до нас сочинения по экзегетике (см.: Суйути. Там же, с. 60; Дауди 1, с. 265; Зерекли 3, с. 276).
В VI в. х. / XII в. н.э. в иранской провинции Фарс была открыта новая глава в истории суфийского комментария. Одним из достижений в этом направлении является пересмотр и дополнение комментария ходжи ‘Абдаллаха Ансари в рамках его Кашф ал-асрар, выполненный Рашид ад-Дином Ахмадом б. Аби Са‘дом Майбади в конце VI в. х. / XII в. н.э. Комментарий Майбади включает в себя три смысловых пласта, относящихся к каждой группе айатов: первый представляет собой перевод айатов на персидский язык, во втором помещаются рассуждения, основанные на данных обыденного знания — вопросы филологии, хадисоведения, обстоятельств низведения, третий посвящён толкованию иносказаний. Важную часть последнего пласта составляют экзегетические высказывания ходжи ‘Абдаллаха Ансари, а также таких суфийских шайхов, как Джунайд, Шибли, Байазид, Суфйан Саури, Сирри Сакти и Абу Са‘ид Абу-л-Хайр (см.: Майбади).
В то же самое время Рузбехан Бакли (ум. 606 г. х. / 1209 г. н.э.), суфий из Фарса, сам бывший создателем значительного учения в области мусульманского мистицизма, взялся за составление книги ‘Ара’ис ал-байан дар тафсир ал-Кур’ан [Оригинальные разъяснения о толковании Корана] (изд. в Индии в 1315 г. х. / 1897 г. н.э.). Стиль Рузбехана в прочих его экзегетических трудах представляет собой толкование Корана с помощью самого Корана, опирающееся на иносказательное и аллегорическое значения. Так, объединив айаты «Удержи при себе жену твою» («Сонмы», 33:37), посвящённый Зайду б. Харисе и Зайнаб, «Вот мой брат. У него 99 овец» («Сад», 38:23), рассказывающий о беседе пророка Дауда (мир ему!) с ангелами, и «Она думала о нём, и он думал о ней» («Иосиф», 12:24), повествующий об Иосифе и Зулейхе, Бакли пытается показать значение человеческой любви и считает её светильником на пути к любви божественной (с. 19). Иногда он использует хадисы, на которые в своих «иносказательных» комментариях обращали внимание различные ‘арифы. Например, айат «Мы сотворили человека лучшим сложением» («Смоковница», 95:4) он истолковывает с помощью хадиса «Сотворил Аллах Адама по образу своему» (Бухари. ас-Сахих 5, с. 2299; Муслим 4, с. 2017; Бакли, с. 40). В сохранившихся сочинениях Рузбехана содержится масса комментариев к айатам, поэтому можно ожидать, что в своём тафсире он использует ту же методологию.
Рубеж VI—VII вв. х. / XII—XIII вв. н.э. был периодом появления ряда значительнейших суфийских братств на востоке мусульманского мира, внесших заметный вклад в экзегетическое наследие суфизма.
Выдающийся суфий, основатель братства кубравийа, хорезмиец шайх Наджм ад-Дин Кубра (ум. 618 г. х. / 1221 г. н.э.) составил тафсир в аллегорическо-иносказательном стиле, позднее ставший известным под названием ат-Та’вилат ан-Наджмийа [Аллегорические толкования Наджма] (см.: Исма‘ил Хакки 1, с. 7). В источниках сообщается, что упомянутое сочинение состояло из 12 глав (Захаби, Мухаммад. Сийар 22, с. 112; Пакетчи. Барраси-йе тахлили, с. 32—33).
В Ираке необходимо отметить основателя братства сухравардийа ‘Умара б. Мухаммада Сухраварди (ум. 632 г. х. / 1235 г. н.э.), составившего посвящённое экзегетике сочинение Багийат (Нагбат) ал-байан [Желаемое разъяснение]. Сохранилась рукопись этого труда (см.: Дауди 2, с. 12; Зерекли 5, с. 62).
В начале VII в. х. / XIII в. н.э. в Андалусии продолжалась работа по созданию комментариев суфийского характера. Помимо комментариев не столь известных деятелей, например, ‘Али б. Ахмада Таджиби (ум. 637 г. х. / 1239—1240 г. н.э.; Суйути. Табакат, с. 76) и Абу-л-Хасана ‘Али б. Ахмада Хурали (ум. 638 г. х. / 1240—1241 г. н.э.; Хаджжи Халифа 2, с. 1768; Зерекли 4, с. 256), тафсир создал и выдающийся мистик Мухйи ад-Дин Ибн ‘Араби (ум. 638 г. х. / 1240 г. н.э.). Кроме приписываемого ему тафсира, Ибн ‘Араби написал ряд экзегетических трактатов, некоторые из которых были изданы (см.: настоящая Энциклопедия 4, с. 231).
В VII в. х. / XIII в. н.э. можно найти самый широкий спектр суфийских комментариев в различных странах мусульманского мира: в различных областях Ирана, Малой Азии, Ираке, Сирии, Египте, а также от Андалусии до Индии. В их числе можно назвать: Китаб ат-та’вил ли ма‘алим ат-танзил [Книга аллегорического истолкования ниспосланного учения] багдадского суфия ‘Али б. Мухаммада Шайхи (ум. 641 г. х. / 1243 г. н.э.; Дауди 1, с. 427), Тафсир жившего в Багдаде суфия Башира б. Хамида Табризи (ум. 646 г. х. / 1248 г. н.э.; Суйути. Табакат, с. 39; Зерекли 2, с. 56), Бахр ал-хака’ик [Море истин] Наджм ад-Дина Рази, известного как Дайа (ум. 654 г. х. / 1256 г. н.э), выдающегося ученика Наджм ад-Дина Кубра, продолжившего методологию последнего в области экзегетики (Зерекли 4, с. 125; Petrąček, р. 55. Ср.: Зерекли 1, с. 185; Хаджжи Халифа 2, с. 1181), ал-Лам‘ат ал-джами‘ат [Общий обзор] Мухаммада б. Сулаймана Шатиби (ум. 672 г. х. / 1273—1274 г. н.э.), андалусского суфия, придававшего значение официальным наукам и в своих религиозных воззрениях придерживавшегося учений предшественников (Дауди 2, с. 151; Зерекли 6, с. 150), посвящённый толкованию суры «Фатиха» И‘джаз ал-байан [Чудеса разъяснения] Садр ад-Дина Конави (ум. 673 г. х. / 1274—1275 г. н.э.), наиболее значительного последователя и комментатора Ибн ‘Араби (Джами, с. 555; Дауди 2, с. 103—104; Зерекли 6, с. 30), двухтомный труд ал-Мисбах ал-манир фи ‘илм ат-тафсир [Яркий светильник в науке толкования] ‘Абд ал-‘Азиза б. Ахмада Дирини (ум. 694 г. х. / 1295 г. н.э.), египетского суфия из братства рафа‘ийа, склонного к сочетанию мистического учения и светских наук, например, фикха или филологии (Ибн Кази Шахба 2, с. 182; Ибн ‘Имад 3, с. 450).
Китаб ат-та’вилат [Книга аллегорических толкований] или Тафсир ал-Кур’ан Камал ад-Дина ‘Абд ар-Раззака Каши (ум. 730 г. х. / 1330 г. н.э.) явилась важным поворотным пунктом в истории суфийского комментария. Как мыслитель Каши был продолжателем учения Ибн ‘Араби, так что его комментарий стал известен под именем Ибн ‘Араби. Этот тафсир в течение нескольких веков был в ходу в среде суфиев (см., например: Джами, с. 481, 483, изд. Тегеран, 1383/2004). Искусный комментатор Дауд Кайсари (ум. 751 г. х. / 1350 г. н.э.) написал на этот тафсир комментарий, рукопись которого сохранилась в Братиславском университете (Petrąček, р. 56).
Необходимо также упомянуть ‘Ала’ ад-Даула Семнани (ум. 736 г. х. / 1336 г. н.э.), последователя братства кубравийа и противника учения Ибн ‘Араби, автора сочинения по экзегетике, а также небольшого трактата, посвящённого толкованию суры «Фатиха» (о рукописи см.: Ака Бузург 20, с. 237).
В числе выдающихся результатов распространения суфизма среди имамитов следует указать ал-Мухит ал-А‘зам [Величайший океан] Саййида Хайдара Амули (ум. 794 г. х. / 1392 г. н.э.), в котором преобладает теоретический суфизм с ярко выраженным влиянием идей Ибн ‘Араби (изд. Тегеран, 1375/1996).
Ряд малоизвестных деятелей, примкнувших к суфийским кругам в последующие десятилетия, такие как составивший большой комментарий сирийский суфий и филолог Абу-л-‘Аббас Ахмад б. Са‘д ‘Аскари (ум. 750 г. х. / 1349 г. н.э.; Дауди 1, с. 42), написавший примечания к тафсиру египетский суфий Мухаммад б. ‘Иса Селсели (ум. 770 г. х. / 1369 г. н.э.; Там же, т. 2, с. 223) и египетский комментатор-шазилит ‘Али б. Мухаммад Искандари (ум. 807 г. х. / 1404—1405 г. н.э.; Там же, т. 1, с. 437) продолжили дело составления коранических комментариев.
Тафсир ходжи Мухаммада Парса (ум. 822 г. х. / 1419 г. н.э.) был пространным комментарием Священного Корана на персидском языке, по сообщению некоторых источников, включающим в себя около 100 тетрадей (Ибн ‘Имад 4, с. 157). Однако представляется, что при всей своей широте и важности он не был известен за пределами Мавераннахра в той степени, в которой этого заслуживал, и его достоинства оказались скрытыми от сословия комментаторов (см., например: Эдирнави, с. 175). Хаджжи Халифа тоже нашёл рукопись, содержащую комментарий только джуз’ов «Малик» и «Наба’» (№ 29 и 30) (Хаджжи Халифа 1, с. 447. См. также: Мунзави 1, с. 19). Кроме того, комментарий к 8 сурам 30-го джуз’а (суры «Могущество», № 97, — «Хулитель», № 104) был оформлен в виде отдельной рукописи с названием Тафсир-е саманийе [Комментарий восьми] (Маркази 1, с. 54). В ряде каталогов сообщается о комментариях на суры «Фатиха» и «Йа Син» (Чиме, с. 478, 497).
Тафсир Йа‘куба Чархи (ум. 851 г. х. / 1447 г. н.э.), ученика ‘Ала’ ад-Дина ‘Аттара, принадлежащего к другому направлению братства накшбандийа, представляет собой небольшой комментарий на несколько сур, написанный опять-таки на персидском языке (изд. Лахор, 1870, а также ряд других изданий) и иногда встречающийся под названиями Тафсир-е газнави [Газнийский комментарий], Тафсир-е бинукте [Комментарий «без точек»] или Тафсир-е калам-е раббани [Толкование слова Господня] (Хаджжи Халифа 1, с. 461; Эдирнави, с. 425).
На юго-востоке Ирана Шах Не‘маталлах Вали (ум. 834 г. х. / 1431 г. н.э.), которому приписывают основание братства ниматулахийа, является автором небольших экзегетических сочинений на персидском и арабском языках — рукописи некоторых из них сохранились (см.: Фарзам, с. 544—545 и др.). Среди современных Вали творческих усилий необходимо указать на два экзегетических сочинения Садр ад-Дина Мухаммада б. Йусуфа Дехлави (ум. 825 г. х. / 1422 г. н.э.), созданных в Индии (Зерекли 7, с. 154). Упомянутый автор был приверженцем идей Ибн ‘Араби и Сухраварди, однако попытки связать его с каким-либо конкретным братством сталкиваются с определёнными трудностями.
Позднее это направление продолжили такие суфийские деятели как Сирадж ад-Дин Мухаммад Махзуми (ум. 885 г. х. / 1480 г. н.э.) из братства рафа‘ийа в Багдаде, составивший ал-Байан фи тафсир ал-Кур’ан [Разъяснение о толковании Корана] (Там же, т. 6, с. 238) и маулана ‘Абд ар-Рахман Джами (ум. 898 г. х. / 1492 г. н.э.), принадлежавший к хорасанской ветви братства накшбандийа и создавший экзегетический труд, рукописи которого сохранились до сих пор (Эдирнави, с. 355; Зерекли 3, с. 296; Petrąček, р. 57).
В последние десятилетия IX в. х. / XV в. н.э. Малая Азия превратилась в центр научной деятельности, в котором был создан ряд суфийских комментариев. Среди экзегетов этого региона пользуются известностью маула Исма‘ил б. ‘Абдаллах Руми (ум. 899 г. х. / 1493 г. н.э.) из малоазийского братства халватийа, являющийся автором отдельных комментариев на суры «Фатиха», «Утро» (№ 93) и следующих за ней сур (Зерекли 1, с. 318), малоазийский дервиш хорасанского происхождения Му‘ин ад-Дин Деде, маула Мискина Харави (ум. 899 г. х.), автор персоязычного комментария Хада’ик ал-хака’ик [Сады истин] (Хаджжи Халифа 1, с. 633; Эдирнави, с. 355—356), а также переселившийся в Малую Азию суфий Не‘маталлах б. Махмуд Нахджавани (ум. 902 г. х. / 1497 г. н.э.), написавший комментарий ал-Фаватих ал-Илахийа [Божественные Откровения] (изд. Каир, 1999).
В конце Средних веков в суфийских кругах Хорасана, близких к шиизму, можно выделить комментарии мауланы Хусейна Ва‘иза Кашифи (ум. 910 г. х. / 1505 г. н.э.), наиболее известным из которых является Джавахир ат-тафсир [Перлы толкования] на арабском и Мавахиб-е ‘Алийе [Дары ‘Али] на персидском. Хранящаяся в Государственной библиотеке Туркменистана рукопись принадлежащего Кашифи персоязычного комментария под названием Бахр ад-дурар [Море жемчужин], вероятно, является сочинением, отличным от Мавахиб-е ‘Алийе.