V в. х. / XI в. н.э. был важным периодом в истории зайдитов — следы его влияния можно найти и в истории экзегетического творчества этого религиозного течения. Династия ‘алавитских имамов Табаристана в 424 г. х. / 1033 г. н.э. оказалась в руках Саманидов. Данное обстоятельство послужило причиной того, что с середины V в. х. / XI в. н.э. не следует искать заметной литературной активности зайдитов в Иране — с возрождением Зайдитского имамата в Йемене эта деятельность была сосредоточена там.
Как бы там ни было, в середине V в. х. / XI в. н.э. экзегетическая литература зайдитов в Иране была на подъёме. Так, можно назвать Тафсир Абу-л-Касима Исма‘ила б. Ахмада б. Махфуза Басти (ум. ок. 420 г. х. / 1029 г. н.э.), учёного из Восточного Хорасана (Хусейни. Му’аллифат 1, с. 308), и ал-Бустан фи тафсир ал-Кур’ан [Плодовый сад в толковании Корана] Абу Са‘да Исма‘ила б. ‘Али Самана (ум. 447 г. х. / 1055 г. н.э.), склонявшегося к му‘тазилизму учёного-зайдита из Рея (Мунтаджаб ад-Дин. Фихрист, с. 8; ‘Аллама-йе Хилли. Ал-Иджаза, с. 130; Дауди 1, с. 111). Основатель Зайдитского имамата в Йемене Абу-л-Фатх Насир б. Хусейн Дайлами (ум. 444 г. х. / 1052 г. н.э.), составив два комментария большого и малого объёма, не только продолжил зайдитскую традицию написания тафсиров, но и перенёс в Йемен экзегетическое наследие Северного Ирана. Рукописные фрагменты «большого» комментария Абу-л-Фатха, озаглавленного ал-Бурхан фи тафсир ал-Кур’ан [Доказательство о толковании Корана], сохранились, в то время как от его меньшего по объёму тафсира, ал-‘Ахд ал-акид фи тафсир ал-Кур’ан [Строгий наказ о толковании Корана], нет никаких сведений (см.: настоящая Энциклопедия 6, с. 105. См. также: Хусейни. Там же, т. 1, с. 205, 313, т. 2, с. 288). Сообщается, что комментарий Абу-л-Фатха Дайлами содержал глубокие мысли и тонкие замечания автора относительно текста Священного Корана (Там же).
Небольшие группы зайдитов, оставшиеся в Иране и жившие за пределами прежних владений ‘алавитов, вплоть до VI в. х. / XII в. н.э. продолжали писать сочинения экзегетического плана. Так, хорасанец Мухсен б. Карама, известный как Хаким Джашми, составил большой комментарий под названием ат-Тахзиб [Исправление], имеющий огромное значение как для истории зайдитской, так и для истории му‘тазилитской экзегетики (Байхаки, ‘Али, с. 212). Этот 20-ти томный комментарий классифицируется как богословский. Его рукописные фрагменты хранятся в различных библиотеках (см.: настоящая Энциклопедия 4, с. 517; Хусейни. Там же, т. 1, с. 311, 345). Мухаммад б. ‘Амир б. ‘Али Исфахани, зайдитский учёный из Исфахана, живший, вероятно, в VI в. х. / XII в. н.э., сделал сокращение этого комментария, озаглавив его ат-Такриб ал-мухтасар мин ат-Тахзиб [Краткое приближение к «Исправлению»]. Рукописи этого сочинения сохранились в библиотеке Банкипура и Джами‘ Кабир в Сан‘е (Банкипур XVIII (2), p. 9; Хусейни 1, с. 318).
В Йемене после сочинения Абу-л-Фатха Дайлами, в конце V в. х. / XI в. н.э., Абу-л-Хасан ‘Али б. Мухаммад Раси (ум. ок. 500 г. х. / 1106—1107 г. н.э.) составил большой комментарий (Там же, т. 1, с. 310).
В середине VI в. х. / XII в. н.э. зайдитский учёный-энциклопедист Нашван б. Са‘ид Химйари (ум. 573 г. х. / 1177—1178 г. н.э.) составил сочинение, посвящённое толкованию Корана, которое следует считать прогрессивным моментом в истории зайдитской экзегезы. Опираясь на свои широкие знания в филологии, каламе и преданиях, Нашван, как представляется, сделал важный шаг в развитии зайдитской экзегетики. Его ат-Тибйан фи тафсир ал-Кур’ан [Разъяснение о толковании Корана], несомненно, относится к группе всеобщих комментариев, а ал-‘Адл ва-л-мизан фи мувафакат ал-Кур’ан [Справедливое и беспристрастное одобрение Корана] является, в большей степени, богословским тафсиром (см.: Там же, т. 1, с. 243, т. 2, с. 258; Зерекли 8, с. 20).
Вот следующие шаги зайдитов: Лавами‘ ал-байан [Лучи разъяснения] (Хусейни. Там же, т. 2, с. 409) Абу-л-Фаза’иля Му‘ини Ма‘йлафи (ум. 584 г. х. / 1188 г. н.э.), незаконченный комментарий имама Мансура Биллаха ‘Абдаллаха б. Хамзы (ум. 614 г. х. / 1217 г. н.э.; Там же, т. 1, с. 310), четырёхтомный комментарий ал-Манхадж ал-кавим [Надёжный путь] ‘Али б. Йахйи Бана’ Саббахи (ум. ок. 656 г. х. / 1258 г. н.э.), в котором особое внимание уделяется проблемам фикха (Там же, т. 3, с. 80), Футух ар-Рахман [Откровения Милостивого] ‘Абд ал-Малика б. ‘Али Дайлами (ум. 657 г. х. / 1259 г. н.э.), происходившего из Дайлама, но жившего в Йемене (Эдирнави, с. 241), семитомный ал-Байан ал-кашшаф ‘ан ма‘ани ал-Кур’ан [Раскрывающее разъяснение о смысле Корана] ‘Атийи Су‘ди Наджрани (ум. 665 г. х. / 1267 г. н.э.), опирающийся, в основном, на комментарий Абу-л-Фатха Дайлами (Хусейни. Там же, т. 1, с. 226), ал-Китаб ал-манир [Озаряющая Книга] Йахйи б. Хасана б. Аби-н-Наджма Су‘ди (середина VII в. х. / XIII в. н.э.; Там же, т. 1, с. 314), Джами‘ ат-тафсир ал-Кур’ан [Всеобщее толкование Корана] Мухаммада б. Муттахира Хасани, имама Махди ли Дин Аллаха (Там же, т. 1, с. 357), трёхчастный комментарий Мухаммада б. Идриса Хамзи Сан‘ани (ум. 736 г. х. / 1335—1336 г. н.э.) — ал-Аксир ал-ибриз [Элексир из чистого золота], ан-Нахдж ал-кавим [Надёжный путь] и ат-Тайсир [Облегчающий] (Там же, т. 1, с. 146, 347, т. 3, с. 134), комментарий Кази Му‘ида б. Муфлаха б. Ми‘ана (ум. после 793 г. х. / 1391 г. н.э.; Там же, т. 1, с. 313) и Лаали ат-тафсир ал-вафийа [Перлы полного толкования] Кази Мухаммада б. Хамзы б. Музаффара (ум. 796 г. х. / 1394 г. н.э.; Там же, т. 2, с. 395).
Несмотря на то что наши культурные связи с иранскими зайдитами пресекаются в VIII в. х. / XIV в. н.э., из сообщений некоторых источников мы знаем, что традиция составления комментариев в Северном Иране продолжается до сих пор. Так, можно назвать комментарии Баха’ ад-Дина Йусуфа б. Хасана Дайлами (середина VIII в. х. / XIV в. н.э.; Хашийе бар аш-шамус, с. 186; Хусейни. Там же, т. 1, с. 314) и Абу-л-Фазла б. Шахрдавира Дайлами (конец VIII в. х. / XIV в. н.э.; Ака Бузург 4, с. 256; Хусейни. Там же, т. 1, с. 307). Сохранилась рукопись комментария Абу-л-Фазла, полностью находящегося под влиянием имамитской идеологии: в него помещены хабары, переданные от праведных халифов (мир им!), а также цитаты из имамитских тафсиров, например, Маджма‘ ал-байан. При этом автор активно использовал такие зайдитские и му‘тазилитские комментарии, как Тафсир Насира Атруша и ал-Кашшаф Замахшари (Ака Бузург 4, с. 256—258).
Среди наиболее ценных зайдитских комментариев VIII в. х. / XIV в. н.э. необходимо назвать написанный в конце упомянутого столетия комментарий йеменского судьи Мухаммада б. ‘Али А‘кама. Текст сочинения краток и свободен от какой-либо доказательной базы (изд. «Тарнама-йе тафсир»).
Составление комментариев на ал-Кашшаф началось у зайдитов с сочинения Йахйи б. Касима ‘Алави, написанного им в середине VIII в. х. / XIV в. н.э. Эта традиция была продолжена ‘Абдаллахом б. Хади и получила широкое распространение в следующем столетии (см. главу «Комментарии на полях»).
В IX в. х. / XV в. н.э. кораническая экзегеза у зайдитов не процветала. В числе ограниченного количества образчиков находится комментарий ‘Али б. Мухаммада Хасани (ум. 837 г. х. / 1433—1434 г. н.э.) — сочинение, отличное от его Талхис ал-Кашшаф [Сокращение ал-Кашшафа] (см.: Хусейни. Му’аллифат 1, с. 310, 465). Такой плодовитый автор как Ахмад б. Йахйа б. Муртеза (ум. 840 г. х. / 1436—1437 г. н.э.), несмотря на наличие у него трудов во всех отраслях науки, ничего не написал в области экзегетики. В упомянутом столетии заслуживает внимания подход зайдитов к основам экзегезы и базирующимся на них религиозным дисциплинам. Так, стоит отметить ар-Рисалат ал-Кур’анийа [Коранический трактат] Ибн Муртезы, несомненно, посвящённый последней теме (Хусейни. Там же, т. 2, с. 37). Выдающийся учёный Мухаммад б. Ибрахим вазир Сан‘ани (ум. 840 г. х. 1436—1437 г. н.э.) на упомянутую тему составил труд под названием Кава‘ид ат-тафсир [Правила толкования] (о рукописях см.: Зерекли 5, с. 301), а Тарджих асалиб ал-Кур’ан ‘ала асалиб ал-йунан [Предпочтение стиля Корана стилю греков] посвятил извлечению из коранических айатов основ богословия. Кроме того, Вазир Сан‘ани составил ряд небольших работ, комментирующих отдельные айаты Священного Корана (см.: «Частичные комментарии»). Среди его сочинений отдельного внимания заслуживает Китаб ат-тафсир ан-нубувви [Книга толкования Пророка], в которой автор, используя Джами‘ ал-усул [Собрание основ] Ибн Асира, Маджма‘ аз-заваид [Собрание излишков] и Мустадрик [Исправляющий] Хакима, собирает экзегетические высказывания самого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) (Хусейни. Там же, т. 1, с. 315). Это первая попытка собрать комментарий Пророка не только у зайдитов, но и у всех мусульманских религиозных школ.
В заключение главы о религиозных течениях необходимо сказать, что ибадиты в течение Средних веков практически не занимались составлением тафсиров. Сообщается только об одном образчике. Это — не дошедший до нас большой комментарий Абу Йа‘куба Йусуфа б. Ибрахима Вирджилани (ум. 570 г. х. / 1174—1175 г. н.э.), учёного-ибадита из Магриба (Шамахи 2, с. 105; Хариси, с. 276). Данное исключение явилось результатом частичного сближения ибадитских кругов Северной Африки с суннитскими кругами в VI в. х. / XII в. н.э. (об экзегетике у исмаилитов см.: Пейравани, с. 118—127; о карматских тафсирах см.: Ван Эсс).