Одежда асхабов в Медине в эпоху Посланника (с) отличалась простотой и состояла из двух главных частей. Первая — это изар (материя, прикрывающая часть тела от пояса до колен) (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 21; Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 80, 535–536; Т. 3. С. 26.). Они спускали переднюю часть изара так, чтобы его оба края ниспадали до поверхности ступни и приподнимали его позади себя (см. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 1. С. 459). Изар в основном короток, и они предпочитали, чтобы он не спускался (см. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 535–536; Т. 3. С. 26). Вторая часть их одежды — плащ (рида‘). Он известен также как рубаха (камис) и покрывает верхнюю часть тела (см. Малик. Ал-Маута’. Т. 1. С. 141; Ибн Са‘д. Ат-Табакат). Он небольшой по длине, с короткими рукавами, которые могут доходить до запястья (см. Ибн Са‘д. Указ. соч. Т. 1. С. 462–463). Рассказывают, что длина плаща Пророка (с) была четыре локтя, а ширина — два локтя (см. Там же). Камис одинаково одевали все мужчины, взрослые и дети, однако рубахи мальчиков (юношей) были красного цвета (см. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 1. С. 329), в то время как взрослым было запрещено носить красный цвет, и они от него отказались (там же. Т. 2. С. 425). Рассказывают, что Посланник (с) приказал им носить одежды белого цвета. Чистые и изысканные, они были лучшими из одежд (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 449–450).
Нам кажется, что секрет предпочтения ими белых одежд объясняется тем, что на них сразу же становится видна грязь, и их тотчас требуется почистить. Поэтому и говорят, что они в особенности самые чистые и изысканные и что их ношение было всегда необходимым в отличие от джуббы (верхней одежды с широкими рукавами) и плащей (рида‘), которые они в основном носили только по пятницам и в праздники (см. Там же. С. 450–451; Ибн Манзур. Т. 1. С. 189). Большинство из них предпочитало чередование красных и зелёных полос (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 450–451). Некоторые жители Медины носили бурнус — это одежда с капюшоном (см. Муслим. Ас-Сахих. Т. 1. С. 97; Мустафа Ибрахим [и др.]. Ал-му‘джам ал-васит. Т. 1. С. 52). Асхабы также носили шаровары (см. Малик. Ал-Маута’. Т. 1. С. 325; Ибн Хабиб. Ал-Мухбир. С. 76). Возможно, они заменяли шароварами изар. Рассказывают, что ан-Наджаши, негус Эфиопии (негус, «царь царей» — титул императоров Эфиопии) послал Посланнику (с) одежду, включавшую шаровары (см. Ибн Хабиб. Ал-Мухбир. С. 76). Что касается ношения аба‘а (шерстяной или из грубой ткани плащ с укороченными рукавами), то очевидно, что она не была очень распространена среди асхабов в Медине в эпоху Посланника (с). Рассказывают, что Абу Бакр ас-Сиддик носил аба‘а, называемую фадакийа (видимо, по названию местности — Фадак). Он очень любил её носить и не расставался с ней, так что его узнавали по ней. Поэтому жители Наджда, когда одевались, как неверующие, говорили: «Мы заключаем сделку с обладателем аба‘а» (см. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 1041). Это указывает на то, что Абу Бакр отличался ношением аба‘а от других асхабов, которые не привыкли её носить.
Самой популярной у них была одежда из хлопка. Возможно, они также носили одежду из шерсти и льна (см. Ибн Джаузийа. Зад ал-му‘ад. Л. 17). У них не разрешалось носить одежду из шёлка, кроме того упоминавшегося случая, когда Посланник (с) разрешил носить рубаху из шёлка Зубайру б. ал-‘Авваму (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 103). Также он разрешил носить одежду из шёлка ‘Абд ар Рахману б. ‘Ауфу из-за того, что тот страдал чесоткой (см. Муслим. Ас-Сахих. Т. 3. С. 1646; Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 3. С. 130). Асхабы также носили чалму на голове (см. Малик. Ал-Маута’. Т. 1. С. 35), в то время как люди Писания носили капюшоны (см. Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 512). Возможно также, что некоторые асхабы носили капюшоны поверх чалмы (см. Малик. Т. 1. С. 325; Ибн ал-Джаузийа. Зад ал-му‘ад. Л. 16; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 203). Капюшоны были преимущественно белого цвета (см. Ибн Хаджар. Там же), в то время как чалма была чаще всего чёрной (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 456), но могла быть и жёлтой (см. Там же. Т. 3. С. 103). У асхабов был свой особый способ носить чалму. Он заключался в том, что они спускали чалму сзади на четыре пальца, затем заматывали её, то есть надевали её (см. Ибн Исхак. Сират ан-наби. Т. 4. С. 1048), придавая ей округлённую форму надо лбом (см. Ал-Бухари. Та’рих. Т. 1. С. 175). Рассказывают, что Посланник (с) носил чёрную чалму, спуская её концы до плеч (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 456).
Обувь они делали из кожи, и она была подбита (Там же. С. 478–479). Также они носили туфли (см. Ибн Са‘д. Ат-Табакат. Т. 1. С. 482; Ибн Хаджар. Ал-Исаба. Т. 3. С. 417, 467).
Что касается женщин, то в Медине в эпоху Посланника (с) их одежда не очень сильно отличалась от одежды мужчин. Они носили шаровары (см. Ибн Хаджар. Указ. соч. Т. 2. С. 29). Также они носили дир‘ — наподобие рубахи. Однако он был пространным и скрывал задники туфель (см. Малик. Ал-Маута’. Т. 1. С. 141–142). Также женщины носили покрывало (химар) — вид одежды, покрывающий голову (см. Малик. Указ. соч. Т. 1. С. 141–142), заворачивались в плащи (мурут, мн.ч. от мирт). Как рассказывают, это одежда из шерсти или шёлка. Женщины в то время заворачивались в него и покрывали им всё тело (там же. С. 4–5). Также сообщают, что женщины тогда носили на руках перчатки на вате от холода (там же. С. 328).
Источник: ‘Абд Аллах ‘Абд ал-Азиз б. Идрис. Общество Медины в эпоху пророка Мухаммада / пер. с араб. Г. З. Пумпян, С. Р. Усеиновой. – М. : ООО «Садра», 2013. – С 377–381.