Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойИсследованияИстория мусульманской экзегетики в X–XIX вв. Имамиты. Зайдиты

История мусульманской экзегетики в X–XIX вв. Имамиты. Зайдиты

Имамиты

В конце правления шаха Тахмаспа (930—984 г. х. / 1524—1576 г. н.э.) имамитская экзегетическая литература, особенно стоящая на позициях апологетики шиизма, снова получила широкое распространение в религиозных кругах, где примерно в одно и то же время были написаны два тафсира в проповедническом ключе. Абу-л-Хасан Завареи (ум. после 984 г. х. / 1576 г. н.э.) написал краткий тафсир в двух частях под названием Тарджамат ал-хавасс [Изъяснение особых качеств], образцом для которого послужил Мавахиб-е ‘Алийе Кашифи. В своём труде Завареи стремился восстановить айаты, низведённые для ахл ал-байт, которые Кашифи оставил без внимания (изд. Тегеран, 1355/1976). Это был первый шаг по пути создания комментария, обращённого к простым людям с целью распространения шиизма в начале сафавидской эпохи. Далее, маулана Фатхаллах Кашани (ум. 988 г. х. / 1580 г. н.э.) принялся за создание десятитомного тафсира Манхадж ас-садикин [Путь праведных] и, следуя традиции «двухчастных» комментариев, написал его краткую версию под названием Хуласат ал-Манхадж [Сокращение «Манхадж»] (изд. Тегеран, 1373/1994). В своём труде Кашани широко использовал Маджма‘ ал-байан [Собрание речений] и тафсир Абу-л-Футуха Рази, при этом в его комментарии резко ощущается антисуннитский подход — основной целью своей работы автор считает пропаганду и утверждение истинности шиизма, а также переубеждение противников (т. 1, с. 3—5).

В конце правления шаха ‘Аббаса I (996—1038 г. х. / 1587—1629 г. н.э.) учёные обратились к коранической экзегетике. Так, переселенец из Джабал-‘Амиля Шайх Бахаи (ум. 1031 г. х. / 1622 г. н.э.), помимо своей деятельности в области составления комментариев на полях (хашийе), явился автором самостоятельных тафсировал-‘Урват ал-васаки [Прочные узы] и ‘Айн ал-хайат [Источник жизни] (Маджлиси, с. 106, 110, 150, 157), которые с учётом личности автора должны были носить научный характер и не обладать проповедническими интонациями. Кроме того, следует упомянуть известного учёного и философа Мухаммад-Бакира Астрабади, известного как Мир Дамад (ум. 1041 г. х. / 1631 г. н.э.), который составил трактат Сидрат ал-мунтаха [Лотос крайнего предела] в толкование сур «Фатиха», «Собрание» (№ 62) и «Лицемеры» (№ 63) (Эфенди 5, с. 44).

Очередной подъём имамитская экзегетическая литература испытала в начале правления шаха Сулаймана I (1077—1105 г. х. / 1666—1694 г. н.э.), о чём свидетельствует комментарий Мухаммада б. ‘Али Шарифа Лахиджи (ум. после 1088 г. х. / 1677 г. н.э.), представляющий собой «проповеднический» тафсир с преобладанием традиционалистского подхода (изд. Тегеран, 1373/1994). Ещё одним значимым образчиком служит ас-Сафи [Ясный] мауланы Мухаммада Мухсена Файза Кашани (ум. 1090 г. х. / 1680 г. н.э.). Основную часть этого комментария, являющегося первой попыткой в области ахбаритской экзегетики в Сафавидскую эпоху, составляет тафсир ал-ма’сур. Небольшие добавления к преданиям размышлений самого Файза ясно демонстрируют экзегетические взгляды последнего (изд. Тегеран, 1416/1996). Сам Файз составил сокращение своего комментария, озаглавив его Тафсир ал-асфа [Чистейшее толкование] (изд. Кум, 1418/1998). Среди прочих образчиков заслуживают упоминания комментарий Фараджаллаха б. Мухаммада Хувайзи (ум. 1100 г. х. / 1689 г. н.э.; Зерекли 5, с. 140—141) и Канз ал-дака’ик ва бахр ал-гара’иб [Клад тонких мыслей и море диковинок] Мухаммада б. Мухаммада Резы Куми Машхади (изд. Тегеран, 1366/1987), современника Хувайзи.

В первые десятилетия XII в. х. / XVIII в. н.э. были предприняты значительные шаги в области имамитской экзегетической литературы, когда, в основном, в рамках течения ахбаритов появились следующие важнейшие комментарии, основанные на сунне (тафсир ал-ма’сур): ал-Бурхан [Доказательство] Саййида Хашима Бухрани (ум. 1107 г. х. / 1695—1696 г. н.э.; изд. Тегеран, 1415/1995) и Нур ас-Сакалейн ‘Абд ал-‘Али Хувайзи (ум. 1112 г. х. / 1700—1701 г. н.э.), которые целиком и полностью носят традиционалистский характер и в которых чётко указываются иснады приводимых преданий, ал-Ма‘ин фи тафсир [Источник толкования] Нур ад-Дина Кашани (ум. после 1115 г. х. / 1703—1704 г. н.э.; изд. Кум, 1410/1990), Тафсир-е Сулаймани [Сулейманово толкование] ‘Али-Резы Ардакани (ум. после 1120 г. х. / 1708 г. н.э.; см.: Хуррамшахи. Данешнаме 1, с. 707—708) и ал-Ваджиз [Краткий], небольшой по объёму комментарий ‘Али б. Хусейна б. Аби Джами‘ (ум. 1135 г. х. / 1723 г. н.э.; изд. Кум, 1413/1993). Большинство тафсиров, созданных в Иране сафавидского периода, были на персидском языке.

В период после падения династии Сафавидов (1135 г. х. / 1722 г. н.э.) в области создания экзегетических сочинений масштабных попыток не предпринималось. В числе немногочисленных трудов: ал-Ваджиз [Краткий], известный как Тафсир-е Шибр [Комментарий Шибра] Саййида ‘Абдаллаха Шибра (ум. 1242 г. х. / 1826—1827 г. н.э.), написанный на основе предания, однако в стиле кратких комментариев, и при этом свободный от иснадов и аргументации (изд. Тегеран, 1352/1973), комментарий Хидайаталлаха б. Махди Резави Машхади (ум. 1248 г. х. / 1832—1833 г. н.э.; Зерекли 8, с. 78), Тафсир-е Бургани [Комментарий Бургани] Мухаммад-Салиха Бургани Казвини (ум. 1271 г. х. / 1855 г. н.э.; Зерекли 6, с. 164; Хуррамшахи. Там же, т. 1, с. 674), Йанаби‘ ал-анвар [Источники света] имамитского учёного из Индии мумтаза ал-‘улама («лучшего из учёных») Мухаммада Таки Дельдара (ум. 1285 г. х. / 1868 г. н.э.; Ака Бузург 25, с. 287—288) и ас-Сират ал-мустаким [Прямой путь] Саййида Хусейна Буруджерди, созданный в конце XIII в. х. / XIX в. н.э. (изд. Кум, 1422/2002; об имамитских комментариях на полях см. соответствующую главу).

Зайдиты

Среди самостоятельных экзегетических сочинений этой эпохи, в первую очередь, необходимо назвать ат-Тафсир ал-джами‘ [Всеобщий комментарий] Кази Мухаммада б. Йахйи Бахрана (ум. 957 г. х. / 1550 г. н.э.), факиха из Сан‘ы (Хусейни. Му’аллифат 1, с. 306), и написанный одновременно с ним большой комментарий йеменского факиха ‘Али б. ‘Абдаллаха Рави‘ (ум. 959 г. х. / 1552 г. н.э.; Там же, т. 1, с. 310). Полвека спустя ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах Шу‘аби Хаулани (ум. 1003 г. х. / 1594—1595 г. н.э.) создал ещё один комментарий (Там же, т. 1, с. 309). Составление подобных комментариев с небольшими перерывами продолжалось около столетия (Там же, т. 1, с. 308, 311, 312; Зерекли 7, с. 253).

Конец XI в. х. / XVII в. н.э. был весьма прогрессивным для истории зайдитской экзегетики, в которой появились новые подходы. Первый такой подход, который можно назвать своего рода пересмотренным рационалистическим тафсиром, ассоциируется с Йахйой б. Хусейном б. Касимом Сан‘ани (ум. 1099 г. х. / 1688 г. н.э.), который, помимо Мазахир ал-байанат фи-л-айат ал-муташабихат [Явления разъяснений о «сходных по смыслу» айатах] (Хусейни. Там же, т. 3, с. 30), написанного в стиле муташабих ал-Кур’ан мутакаллимов прошлого, составил значимый трактат под названием ал-Байан ли ма хафа фи-л-Кур’ан [Разъяснение о том, что сокрыто в Коране] — здесь автор стремится раскрыть иной смысл некоторых айатов, оставшийся скрытым от прочих комментаторов (см.: Зерекли 8, с. 143; о рукописях см.: Хусейни. Там же, т. 1, с. 226—227).

Атмосфера нового мышления в области зайдитской экзегетики, царившая в рассматриваемый период, спровоцировала даже появление такого критического трактата в адрес ал-Кашшафа Замахшари, как ал-Иттихаф ли туллабат ал-Кашшаф [Подношение изучающим ал-Кашшаф] Салиха б. Махди Макбали (ум. 1108 г. х. / 1599—1600 г. н.э.) (Зерекли 3, с. 197; Хусейни. Там же, т. 1, с. 40).

Вторым подходом, не имевшим прецедентов у зайдитов в Средние века, было обращение к комментариям на основе сунны (тафсир ал-ма’сур), особенно к экзегетическим высказываниям ранних зайдитских имамов. Важнейшим сочинением на базе этого подхода является ал-Масабих ас-сати‘ат ал-анвар ал-маджму‘а фи тафсир ал-а’имат ал-атхар [Собрание ярких светильников из толкований непорочных имамов], известное как Тафсир-е Шарафи [Комментарий Шарафи] и написанное в конце XI в. х. / XVII в. н.э. ‘Абдаллахом б. Ахмадом Шарафи (см.: Там же, т. 3, с. 23).

 XII в. х. / XVIII в. н.э. был периодом относительного застоя в области экзегетической литературы зайдитов, однако следующее столетие стало ареной для появления здесь новых течений. На протяжении этого столетия одни учёные-зайдиты, такие как Кази Ахмад Муджахид Сан‘ани, не составляя отдельных комментариев, занимались исследованиями в сфере экзегетики (Зерекли 1, с. 148; Хусейни. Там же, т. 3, с. 47), другие, например, Ахмад б. ‘Абд ал-Кадир Каукабани (ум. 1222 г. х. / 1807 г. н.э.), писали тафсиры в традиционном стиле (Там же, т. 1, с. 348), третьи, такие как Лутфаллах б. Ахмад Джаххаф (ум. 1243 г. х. / 1827—1828 г. н.э.), йеменский историк и литератор, автор сочинения ал-‘Илм ал-джадид фи тафсир ал-Кур’ан ал-Маджид [Новая наука о толковании Великого Корана], стремились переосмыслить значение Корана и внести нечто новое в его толкование (Зерекли 5, с. 242), четвёртые, например, Ибрахим б. Мухаммад б. Исма‘ил Амир (ум. 1213 г. х. / 1798—1799 г. н.э.), автор сочинения Мафатих ар-Ризван [Ключи Ризвана], исповедовали методику толкования Корана с помощью самого Корана (Шаукани. ал-Бадр 1, с. 423; Багдади. Изах 2, с. 520), пятые, такие как Шаукани (ум. 1250 г. х. / 1834—1835 г. н.э.), в поисках средства для совершенствования тафсира и достижения смысловой первоосновы Корана пытались сочетать традиционалистский и рационалистический подходы к толкованию (см. выше). Такие как, например, ‘Абд ал-Карим б. ‘Абдаллах Абу Талиб Раузи (ум. 1309 г. х. / 1892 г. н.э.), пытались решить последнюю задачу, соединив Тафсир-е Шарафи, в качестве тафсир-е ма’сур, и ал-Кашшаф Замахшари, в качестве богословско-филологического комментария, иным образом сочетать традиционалистскую и рационалистическую тенденции (Хусейни. Там же, т. 1, с. 309).

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ