Эпидемия чумы в конце 1770 и особенно 1771 г. в Москве стала причиной коренной реорганизации похоронного дела в этом городе, устройства новых кладбищ. Захоронения (прежде всего на приходских кладбищах при церквах и за Земляным валом) были запрещены. Указом Синода от 24 мая 1771 г. за городом отводились особые места для захоронений. Таким образом, были созданы первые общегородские кладбища в Москве: 7 для православных и 2 – для старообрядцев. В том же году в целях устройства за Даниловским православным кладбищем нового татарского кладбища для умерших от чумы и других болезней была взята земля у коллежского асессора М.А. Милютина, которому лишь через 20 лет (в 1791 г.) возместили ее участком в другом месте.
По данным на 1888 г. татарское Даниловское кладбище занимало площадь 3 десятины 172 кв. сажени (около 3,5 га). Это совершенно не сопоставимо с крупными православными кладбищами. Однако персидское кладбище в Москве (вероятно, шиитское) занимало еще меньшую площадь – всего 366 квадратных сажен. Такие размеры кладбища соответствовали числу мусульман в Московской губернии: по данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. численность мусульман в губернии составляла 4567 душ мужского пола и 995 душ женского, т.е. 0,23% от общего количества населения. Община московских мусульман в религиозно-догматическом и национальном отношениях была достаточно однородна – абсолютное ее большинство составляли сунниты, выходцы из татарско-мишарской среды.
Долгое время Даниловское мусульманское кладбище оставалось единственным в столице мусульманских кладбищем. Только в 1956 г. у московских мусульман появилось второе кладбище – Кузьминское, а в последние годы были выделены небольшие участки на Митинском, Бутовском, Домодедовском, Хованском кладбищах, в Солнечногорске, Апрелевке, Купавне и др.
Даниловское мусульманское кладбище – место захоронения многих известных российских мусульман, живших в Москве – Махмуда Эсамбаева, Зии Бажаева и др.
Источник: Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5. – М.: Вост. лит., 2012. – С. 64–65.
На фото: Намогильные памятники Даниловского мусульманского кладбища