Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойИсследованияМусульманская экзегетика в настоящее время. Различные подходы к новому прочтению Корана

Мусульманская экзегетика в настоящее время. Различные подходы к новому прочтению Корана

С утверждением классификации Абу-л-Калама Азада одним из подходов является обновленческий подход Саййида Ахмад-хана (ум. 1316 г. х. / 1898 г. н.э.), автора комментария к Корану. Однако поскольку этот тафсир не является зачинателем отдельного направления, приходится ограничиться констатацией того, что Ахмад-хан, в отличие от прочих прогрессивных тафсиров, перечитывая Коран, не стремился извлекать из него социально-нравственные постулаты для улучшения жизни отдельных мусульман и всего мусульманского общества в целом. Преимуществом комментария Ахмад-хана перед ранними тафсирами является аллегорическое истолкование сверхъестественного. Тафсир Саййида Ахмад-хана, включающий в себя комментарий 16 начальных сур Корана, ограничивается аллегорическим толкованием сообщений об ангелах, джиннах, рае и аде, Откровении и чудесах пророков — автор пытается представить эти понятия как поддающиеся постижению для практического взгляда. Саййид Джамал ад-Дин Асадабади написал статью Тафсир-е муфассар [Комментируемый комментарий] (с. 97—104) с критикой упомянутого комментария. Невозможно привести пример продолжения идей и методологии Саййида Ахмад-хана — ни один из научных тафсиров и ни один «обновленческий» комментарий не имеет с ними ничего общего. Видные деятели обновленческого движения в других точках мусульманского мира, например, в Иране, Османской Турции и Египте, не обращались к пересмотру религии и Священного Корана.

Исключением является ‘Абд ар-Рахим Талибов Табризи (ум. 1328 г. х. / 1910 г. н.э.). Последний был убеждён в том, что между чистым исламом и обновленческим движением не существует никакого противоречия, и утверждал, что в процессе исправления и модернизации общества сохранение основ религии является обязательным (с. 43, 46—48). Однако несмотря на то что в своих трудах Талибов неоднократно ссылается на коранические айаты, он не создал отдельного сочинения, посвящённого экзегетике.

Вторая группа реформаторов, о которой упоминает Азад и во главе которой стоит Саййид Джамал ад-Дин, а именно социальные реформаторы, создала предпосылки для возникновения ряда экзегетических сочинений, большая часть которых написана в форме тематических тафсиров. Хронологически это течение ограничено первой половиной XIV в. х. / XX в. н.э. — представляется, что во второй половине упомянутого столетия для деятельности социальных реформаторов не было предпосылок, и в прогрессистских кругах возобладали религиозные реформаторы.

Сам Саййид Джамал ад-Дин не написал ни одного труда по экзегетике, однако в числе достижений в области коранической экзегезы прочих социальных реформаторов можно указать следующие сочинения: ‘Унван ал-байан [Зачало разъяснения] Хасана б. Ахмада, известного как Хасан Тавиль (ум. 1317 г. х. / 1899 г. н.э.), египетского мыслителя и реформатора, уехавшего в Судан и примкнувшего к местой общине «Защитников Махди» (Зерекли 2, с. 183); Тарджумат ал-Кур’ан фи шара’йат ал-иман [Толкование Корана при условиях веры] Мухаммада Таки, известного как Саййид Ака Казвини (ум. 1332 г. х. / 1914 г. н.э.) — здесь разбирается около 500 айатов, связанных с общественной жизнью индивидуума и, особенно, на основании коранических айатов исследуются отношения мусульман с последователями других религий (Ака Бузург 4, с. 123); ал-Кур’ан ва-л-‘акл [Коран и разум] Нур ад-Дина Араки: последний составил этот труд в годы Первой мировой войны (1332—1336 гг. х. / 1914—1918 гг. н.э.) на турецком фронте — здесь автор, подвизавшийся на ниве юриспруденции и философии, попытался, размышляя над Священным Кораном, показать, что в нынешнем веке Священная Книга и разум сопутствуют друг другу (Араки 1, с. 369, 519); Тафсир-е Хусейни [Комментарий Хусейни] Мухаммада б. Ибрахима Хусейни Траблуси (1270—1359 гг. х. / 1854—1940 гг. н.э.), ливанского учёного, который помимо упомянутого тафсира, в другом своём сочинении, Рисалат фи татбик ал-мабади ад-динийат ‘ала кава‘ид ал-иджтима‘ [Трактат о согласовании основ религии с правилами общества], обращаясь к толкованию айатов, пытается доступным образом объяснить их с позиций социологии (Зерекли 5, с. 306); и Усул ал-Кур’ан ал-иджтима‘ийа [Социальные основы в Коране] Абу ‘Абдаллаха Занджани (ум. 1360 г. х. / 1941 г. н.э.), иранского реформатора, перебравшегося в Египет (Мударрис 2, с. 384).

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ