Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли потоп всемирным или он охватил лишь район проживания народа Нуха. Некоторые богословы утверждают, что наказание было всемирным. Они признают, что айаты Корана не говорят об этом откровенно, но, исходя из некоторых айатов, можно заключить, что наказание Божье было всеобщим. Так, например, слово «земля», упоминаемое в суре в абсолютной форме, свидетельствует о том, что вода потопила весь мир. Айат «О земля! Впитай твою воду» также указывает на этот смысл. Если принять во внимание тот факт, что миссия пророка Нуха была всемирной, то, следовательно, и наказание было всемирным. Еще одним доводом, подтверждающим эту точку зрения, является решение взять на ковчег каждой твари по паре.
Табатабаи пишет: «В современной Торе сказано, что Господь повелел ангелам стереть с лица Земли сотворенное Им человечество, а также всех ходячих, ползающих и летающих тварей». Все это вместе указывает на то, что потоп был всемирным.
Однако, несмотря на это, есть вероятность того, что потоп был локальным, а не глобальным. Потому что, возможно, под словом «земля» подразумевается та земля, где жил народ Нуха, в особенности если учесть тот факт, что Всевышний Аллах хотел покарать именно этот народ. Поэтому некоторые богословы придерживаются этой точки зрения.
Вместе с тем, Табатабаи поддерживает первую точку зрения и пишет: «Нельзя отрицать тот факт, что внешний смысл указывает на то, что потоп охватил весь земной шар, и что все люди, кроме тех, был на ковчеге, утонули. И нет никакого приемлемого довода, чтобы отказаться от этой точки зрения». Это мнение подтверждается некоторыми преданиями. Так, ‘Аййаши сообщает в своем тафсире, что после потопа земля впитала в себя все воды, которые затем вылились в форме морей и океанов. Также Имам Садик сказал: «Весь мир был под водой».
Что касается второй части вопроса, то большинство комментаторов Корана считают, что различные расы и народы появились после потопа. В самом Коране есть указания о том, что нынешние люди являются потомками пророка Нуха и тех, кто был с ним на ковчеге. Также, согласно некоторым преданиям, современные люди являются потомками одного из сыновей Нуха, которых звали Сим, Хам и Иафет, и потому его называют Вторым отцом человечества. Некоторые авторы раскрыли эту тему более подробно, утверждая, что арабы, римляне, персы и некоторые другие неарабские народы произошли от Сима, темнокожие народы — от Хама, а тюрки, китайцы, сакалиба — от Иафета. Но вместе с тем некоторые толкователи Корана пишут, что происхождение всех современных рас и народов от детей пророка Нуха не вполне доказано.
Следует отметить, что Нух был потомком Адама в десятом поколении, и все его предки были пророками и душеприказчиками пророков. Это говорит о том, что между Адамом и Нухом было не так много времени, чтобы люди успели разделиться на разные расы и народы.
Источник: www.islamquest.net
Перевод на русский язык организован Фондом исследований исламской культуры