В исламской педагогике, где нравственности уделяется особое внимание, самые главные и фундаментальные цели берут начало в подлинных исламских ценностях, самые важные из которых будут перечислены ниже.
1. Достижение благой жизни
«Благая жизнь» в исламской терминологии – это такая жизнь, где человек приобретает связь с Богом и вся его сущность полностью отдаляется от всего не богоугодного. Согласно айатам Священного Корана, благая жизнь имеет разные проявления: в форме физического здоровья, правильных убеждений, богоугодных стремлений, благих намерений, положительных действий и т.д. (Хосров Бакири. Дарамади бар фалсафаи та‘лим ва тарбийати Джумхурии Исламии Иран. Т. 1. С. 88–89).
2. Достижение степени истинного раба Божьего и приближенности к Всевышнему
Из коранических айатов следует, что одна из целей сотворения человека – это поклонение Аллаху. Поэтому при исламском воспитании необходимо укреплять чувство преданности и покорности Богу. Человек должен быть убежден в том, что истинное спасение заключается в поклонении Всевышнему и что он не может жить в абсолютной свободе. Поэтому одна из высших целей исламской педагогики – приближение человека к Творцу. Ведь лишь благодаря внушаемому Богом чувству безопасности человек может достичь умиротворения.
3. Воспитание духа справедливости
Установление справедливости и правосудия – важнейшая исламская ценность. Поэтому воспитательная и образовательная система должна готовить справедливых личностей, которые будут умеренными в еде, питье, работе, отдыхе, общении с людьми и во всех сферах жизни и тем самым будут создавать благоприятную почву для установления справедливости в обществе.
4. Воспитание умного и разумного человека
В исламском учении разум наряду с откровением играет особую роль в плане достижения совершенства. Но при этом в исламской педагогике очень важно конкретное направление боговдохновенной мысли, сопряженное со светом веры. Такое мышление может удержать человека от заблуждения (Указ. соч. С. 201).
5. Внушение чувства ответственности
Благодаря Божьей воле и собственному разуму и праву выбора человек может влиять на свою судьбу. Согласно исламской педагогике, человек не принужден и не эгоцентричен. Он обязан воспитывать и совершенствовать себя. Обязанность эта коренится в теоцентризме и служении Богу. Поэтому человек несет ответственность перед своим Творцом, и только перед Ним будет держать ответ. Исламская система воспитания и образования накладывает на отношения человека с Богом, с самим собой, с людьми и со всем миром божественный оттенок, что в итоге определяет его обязанности перед Аллахом, Пророком и имамами, перед самим собой, перед родителями, детьми, учителями, учениками, друзьями, согражданами, единоверцами, земляками, народом, страной и даже животными (Мухаммад Таки Рахбар и Мухаммад Хасан Рахимийан. Ахлак ва тарбийати ислами. С. 59).
Источник: Актуальные вопросы семейного воспитания: сб. статей / пер. с перс. Дж. Мир зоева; науч. ред. Р. Измайлов. – М.: ООО «Садра», 2017. – 260 с. – [Религия в современном мире].