Прежде чем объяснить слова Муртазы Мутаххари, необходимо дать краткое вступление. Одно из главных условий понимания Священного Корана – размышление над его уроками. Это необходимо для постижения глубины его посланий, которое приводит к убежденности в его истинности. Правильное чтение Корана согласно установленным нормам является первым шагом на пути к размышлению над его истинами. В самом Коране об этом сказано: «Если бы Мы низвели сей Коран на какую-либо гору, то ты увидел бы, что она смиренно разверзлась от страха перед Аллахом. Таковы притчи, которые Мы приводим людям, — быть может, они призадумаются» (Коран, 59:21).
Этот айат приводит сравнение для того, чтобы люди осознали величие Корана; чтобы они осознали, что Коран – это Слово Аллаха, которое вмещает в себя истинные знания и основы законов, притчи и назидания, обещания и угрозы; чтобы они постигли его должным образом, следовали ему и руководствовались в своей жизни. Ведь кроме него нет иного руководства, ведущего к счастью и совершенству (Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 19. С. 221. Кум. «Исма‘илийан». Издание второе. 1371 г.с.х.).
Осуждая тех, кто не размышляет над айатами, Священный Коран гласит: «Неужели они не подумают о Коране? Или на сердцах их запоры?» (Коран, 47:24).
Когда Имам Садик брал в руки Коран, он читал эту молитву: «Господь мой! Я открываю Твой завет – Твою книгу. Господи! Сделай мой взгляд в нее богослужением и чтение – размышлением, а размышление – постижением. Сделай меня одним из тех, кто следует Твоим назиданиям и избегает ослушания. Не запечатывай при чтении книги Твоей мое сердце и мой слух и не прикрывай мой взор пеленой. Не сделай мое чтение чтением без размышления. Но сделай так, чтобы я размышляй над ее айатами и предписаниями, следуя законам Твоей религии. И не сделай мой взгляд в нее невнимательным, а чтение бесполезным. Воистину, Ты Сострадающий, Милостивый» (Шейх Муфид. ал-Ихтисас. С. 141. Кум. Издание первое. 1413 г.л.х.).
Размышление над айатами имеет прямое отношение к духовному состоянию. Так, если душа человека запятнана грехами, ему сложно, а иногда и не по силам постичь их смысл, принять и покориться им. В этом случае чтение Корана не даст желаемого результата. Вот что говорил об этом Имам ‘Али: «Нет блага в чтение [Корана] без размышления» (Кулайни, Мухаммад ибн Йа‘куб. ал-Кафи. Т. 1. С. 36. Тегеран. «Дар ал-кутуб ал-исламийа». Издание четвертое. 1407 г.л.х.).
Размышление над Кораном важно по двум причинам. Во-первых, так человек познает свое место в мире бытия и приобретает знание и уверенность, необходимые для достижения цели. Во-вторых, он познает величие Священного Писания и убеждается в том, что Коран с такими обширными знаниями, великолепным изложением и смысловой гармонией может быть ниспослан только Аллахом (Наджарзадаган, Фатх Аллах. Ба самти Худа. С. 77. Кум. Бюро по распространению религиозных знаний. Издание первое. 1391 г.с.х.).
Когда человек размышляет над Кораном, он познает два его языка (Наджарзадаган, Фатх Аллах. Ба самти Худа. С. 77. Кум. Бюро по распространению религиозных знаний. Издание первое. 1391 г.с.х.). Вот что пишет об этом Мутаххари: «Одно из обязанностей Корана – обучение и наставление. Поэтому он обращается к разуму человека на языке логики и аргументации. Но кроме этого языка он обладает и другим языком, который обращается не к разуму, а к сердцу. Этот второй язык называется чувством. Тот, кто хочет познать Коран, должен познать эти два языка и научиться одинаково пользоваться ими. Разделение этих языков приводит к неправильному пониманию Корана. Один из высших человеческих чувств и инстинктов – это религиозное чувство и инстинкт богоискания. И Коран обращается именно к ним. Описывая себя, он заявляет, что имеет два языка. Так, в одних айатах сказано, что Коран – это книга размышления, логики и аргументации, а в других, что это книга любви и чувств. Другими словами, Коран это не только пища для ума, но и для души» (Мутаххари, Муртаза. Сборник сочинений. Т. 26. С. 47-48. Тегеран. «Садра». Издание первое. 1378 г.с.х.).
Источник: www.islamquest.net