С точки зрения хронологии и исторической периодизации, развитие политической мысли в исламе не следует приводить в соответствие и уравнивать с трехсоставной моделью западной истории (античность, средневековье и новое время). Философия истории и базовая схема периодизации развития исламской цивилизации обладают особой спецификой, в свете которой в основном рассматривают пять исторических периодов (три периода развития и подъема и два периода упадка и вырождения). В свете такой хронологии и философии истории кривая истории политической мысли в исламе и в Иране получит более ясное выражение.
По поводу исторической кривой развития и упадка исламской цивилизации в масштабной работе группы исследователей написано: «Многие крупные культурные системы, социальные порядки или цивилизации в эпоху своего существования, которое носит неопределенно длительный характер, не столько переживают периоды жизнедеятельности, расцвета и упадка, сколько проходят через многочисленные социальные, интеллектуальные и
политические перипетии» (Шариф, 1362. С. 3).
Таким образом, «начиная с I по V в. л. х. (VII–XI вв.) исламская цивилизация переживала прогресс. Затем она постепенно стала клониться к упадку, провалившись после нашествия монголов в смертельную яму, когда все основные признаки ее политического и культурного величия были разом уничтожены. Однако несмотря ни на что, эта цивилизация не исчезла и вновь пережила подъем. На втором этапе прогресса, который начался в последних десятилетиях VII в. х. (XIII в.) и продолжался до конца XI в. х. (XVII в.), в исламском мире утвердились три империи, принадлежавшие к числу величайших империй мира, а именно Османская империя, Иран и Индия. Этот период подъема в очередной раз сменился полосой упадка, продолжавшейся с начала XII в. х. (XVIII в. – Примеч. пер.) и до середины XIII в. х. (XIX в.). Как будет четко показано в данной работе, почти на всех исламских территориях обнаруживаются признаки третьего подъема» (Шариф, 1362. С. 4).
Обрисовав представленный выше исторический континуум, авторы указанной работы рассматривают науки, искусства, основания и принципы тех областей культуры, которые претерпевали взлеты и падения в те или иные периоды истории исламской цивилизации, и приходят к выводу: «Нет такого общего закона, который гласил бы, что любая культура, единожды пережившая расцвет, обязательно должна увянуть, не имея возможности пережить новый расцвет. Каждая культура может в одно время прогрессировать в какой-то одной области, а в другое время – в другой, в общей сложности переживая многочисленные периоды подъема и упадка. Исламская культура во все периоды своего прогресса определялась превосходством в религиозно-политической сфере и архитектуре, при том что в первый период слава этой культуры также распространялась на такие области, как торговля, ремесло, наука и философия, а во второй период она имела превосходство в основном в таких областях, как поэзия, живопись, светская история, путевые записки, мистицизм и изобразительное искусство».
Муса Наджафи
Источник: Исламская цивилизация. История и современность: Сб. статей / пер. с. перс. И. Гибадуллина; ред.-сост. М. Аль-Джанаби. – М.: ООО «Садра», 2016. – С. 175–177.