Понедельник, 18 ноября, 2024
ДомойИсследованияЧеловек – наместник Бога на земле?

Человек – наместник Бога на земле?

Толкователи Священного Корана пишут о наместничестве человека на земле в комментариях к 30–39-м айатам суры «Корова», 39-му айату суры «Творец» и к некоторым другим айатам. Все они пишут, что слово «халифа» в айате «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника»» означает «наместник», то есть тот, кто занимает место предшественника (Мустафави, Хасан. Рушан. Т. 15. С. 91. Тегеран. «Китаб». Издание первое. 1380 г.с.х.). Однако они расходятся во мнениях относительно того, чьим наместником является человек. Одни говорят, что в этих айатах подразумевается, что человек является наместником ангелов, которые жили на земле до людей. Другие считают, что человек является наместником живших до него иных людей или созданий. Третьи полагают, что айаты указывают на наместничество одного человеческого поколения другому поколению. И конечно, есть те, кто утверждает, что человек – наместник Бога на земле (См.: Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 1. С. 177. Тегеран. «Насир Хусрав». Издание третье. 1372 г.с.х.; Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 1. С. 172. Тегеран. «Дар ал-кутуб ал-исламийа». Издание первое. 1374 г.с.х.).

Табатабаи пишет: «Слово «хала’иф» является множественным числом слова «халифа», а оно означает «наместничество». Под «наместничеством людей на земле» подразумевается то, что каждое последующее поколение является преемником предшествующего и получает в наследство власть над землей и способность пользоваться ею. Они получают это благодаря своему роду, который продолжается путем размножения, а это предполагает его разделение на две части – предшествующую и последующую» (Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан. Т. 17. С. 52. Кум. «Джами‘аи мударрисин». Издание пятое. 1417 г.л.х.).

Автор тафсира «Намуна» пишет в комментариях к 30-му айату суры «Корова»: «По совести следует признать, что под «наместничеством людей на земле» подразумевается то, что они являются наместниками Бога, как это утверждают многие исследователи» (Намуна. Т. 1. С. 172). Однако он же в другом месте отмечает: «Слово «хала’иф» здесь может означать как «наместники Бога», так и «наместники предыдущих народов», но второй вариант кажется ближе к истине» (Указ. соч. Т. 18. С. 283.).

Как бы ни расходились мнения комментаторов по этому вопросу, это не противоречит его основному принципу, то есть наместничеству Бога на земле, так как человек может быть как преемником предшествующих поколений людей, так и наместником Бога, и ярким тому примером могут служить Божьи пророки и посланники или те же совершенные люди. И то, что, обращаясь к пророку Давуду, Аллах говорит: «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости», подтверждает это. Ведь если бы Давуд был наместником предшествовавших людей, то не было бы никакой необходимости отдельно упоминать об этом.

В общем, все доводы исследователей и комментаторов Корана о том, что человек является наместником Бога на земле, основаны на айатах и преданиях, которые приводятся вкупе с айатами и преданиями о сотворении человека. Приведем несколько примеров.

1. «И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника»» (Коран, 2:30).

2. «Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими» (Коран, 6:165).

3. «Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле» (Коран, 35:39).

4. «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости» (Коран, 38:26).

5. «Воистину, Аллах, свят Он и велик, предоставил всю землю Своему наместнику, сказав ангелам: «Я поставлю на земле наместника». И досталась вся земля Адаму, а после него – его благочестивым потомкам и наместникам» (Кулайни. Кафи. Т. 1. С. 538. Тегеран. «Дар ал-кутуб ал-исламийа». 1368 г.с.х.).

Источник: www.islamquest.net

Перевод на русский язык организован Фондом исследований исламской культуры

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ