Религии всегда правдиво утверждают, что, обращая внимание на источник Вселенной, человек обязательно станет обладателем других добродетелей. Поклонение Богу приводит к возвышенным человеческим добродетелям. Религии всегда реагировали на гнусные и мерзкие поступки. Противостояние сатанинскому злу являлось одной из самых важных обязанностей верующих людей. Безразличное отношение к бедности, разврату, эгоизму, вражде, убийству, причинению страданий и мук другим, угнетению и насилию сильно порицалось такими религиями, как ислам и христианство. Религиозный человек не может сказать: я верующий человек, но у меня нет обязательств перед другими людьми, испытывающими страдания. Вера в Бога обязывает праведного человека к неравнодушию относительно устранения гнусных деяний и аморальных поступков. Упрочнение человеческих добродетелей является основной обязанностью мусульман и христиан.
Между тем интерес к одним определенным добродетелям и небрежность и невнимательность к другим приведут к неясности относительно действенности религий в распространении возвышенных человеческих качеств. Борьба с бедностью и нищетой, а также усилия и старания во имя помощи для умаления людских страданий и мук всегда происходили под эгидой религиозных предводителей, особенно христианских и исламских. Самый важный момент этого процесса заключался в том, что религии не возложили свои обязанности всецело на верующих людей и последователей своей религии, а выполняли эту задачу независимо от какой-либо релгиозной ориентации. Борьба с проявлением нищеты по всему миру считалась религиозной обязанностью религий.
Все же иногда упрочнению некоторых человеческих добродетелей не было уделено необходимого внимания со стороны религий. К таким можно отнести утверждение справедливости. Справедливость — это поддержка гармоничных отношений между людьми, тогда как помощь нуждающимся, как правило, сопряжена с определенной группой людей. В прошлом веке коммунистическая и социалистическая системы заявили о своем особом интересе в установлении справедливости в обществе. Лозунг о равенстве входил в число девизов этих систем. Разумеется, вопрос относительно того, удалось ли подобным притязаниям и заявлениям достичь успехов на поприще воплощения в жизнь справедливости, является предметом совсем иной дискуссии. Как бы там ни было, призывы к справедливости и правосудию были в центре внимания упомянутых систем. Религии всегда боролись с расизмом, однако в этом противостоянии они не играли ключевой роли. Религии также не были руководителями и лидерами в борьбе с колониализмом. Это малоприметное участие религий в различных движениях за справедливость закончилось фантазией Маркса — «религия является опиумом народов», согласно которой роль религии сводится к утешению от всякого рода несправедливости. На деле же множество христиан и мусульман находились на передовой линии в борьбе за справедливость.
Коммунистические режимы оправдывали свое восстание против религии тем, что она препятствует установлению равноправия и справедливости. В результате они поставили под сомнение принцип веры в Бога. Это привело к тому, что распад коммунистических режимов считался расцветом религиоцентризма в западном обществе. Все же особое внимание коммунистических режимов к установлению справедливости не смогло принести их сторонникам свободу и творческий подъем. Это привело к тому, что либерализм сфокусировал свое внимание на свободе и чувстве удовольствия вместо справедливости. В конечном счете с падением коммунистических режимов в мире теория Маркса относительно осуществления справедливости и равенства потерпела полное
поражение. С другой стороны, благодаря критике Маркса относительно последствий капитализма, капиталистические режимы осознали свои слабые стороны и различными способами постарались принять необходимые меры для исправления своего строя (трудовое законодательство, страхование, пенсия, нормированное рабочее время и тому подобное). И все же либеральный капитализм не справился с лозунгом социальной справедливости. Эти режимы ценою свободы и творческого подъема возвели фундамент неприязни.
Это привело к тому, что в течение нескольких последних лет мы становимся свидетелями движений за справедливость. Прежде за эти потребности были в ответе коммунистические идеи. Однако с мировым падением коммунизма эти движения находятся в поисках идеологии, при помощи которой они могли бы заявить о своих требованиях справедливости. Участники движения «Захвати Уоллстрит», не имея ярко выраженного лидера и идеологии, лишились надежд на успех этой акции протеста.
Почему религии не поддерживают должным образом борцов за справедливость? Религии прекрасным образом продемонстрировали, что, участвуя в общественной жизни, они были достойными предводителями в борьбе с нищетой, развратом и душевной пустотой, всегда были приютом для страждущих, ими предприняты важные попытки для сокращения уровня бедности.
Но в нынешних условиях, если религии не примут активного участия в движениях за справедливость, они, возможно, повторят горький опыт таких идеологий, как коммунизм. Если бы в те времена религиям удалось сыграть более ярко выраженную роль в утолении жажды справедливости и устранении гнета и неравноправия, тогда бы человечество не испытало на себе последствий нескольких десятилетий антирелигиозных идеологий марксизма и коммунизма.
Недавние изменения в мире, в европейских и американских странах, а также на Среднем Востоке свидетельствуют в пользу того, что в сложившейся ситуации человечество, прежде всего нуждается в справедливости. Если религии не примут активного участия в процессе удовлетворения этой потребности, тогда не только мировой ареной завладеют другие идеологии, которые вновь приступят к истреблению религии, но и возлагающие надежды на поддержку религий угнетенные и страждущие люди испытают разочарование в эффективности религиозных воззрений, направленных на устранение человеческих нужд. И тогда эти движения превратятся в антирелигиозные восстания. Даже словесная поддержка этих ожиданий может стать препятствием на пути побега сегодняшнего человека от религии.
Между тем такие восточные религии, как буддизм, не способны оказать содействие установлению справедливости. Иудаизм же является этнической религией, на повестку дня которой нельзя вынести вопросы, связанные с другими народами. Среди прочих религий только ислам и христианство имеют всемирное послание человечеству, целью которого является его счастье и духовность, и только эти религии считают себя ответственными за доставление человеку счастья. Сегодняшний человек не может принять счастье без справедливости. Ислам и христианство должны дать понять сегодняшнему человеку, что ценна та справедливость, которая находится под покровительством религиозной духовности и поклонения Богу. Таким образом, склонность к справедливости сменится жаждой справедливости, находящейся под сенью религий и духовности.
Источник: Аятоллахи, Хамид Реза. Современное религиоведение / Ред. Я. Эшотс; пер. Т. Царик. — М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015. — С. 163—166.