Описывая мирскую жизнь, Священный Коран гласит: «Жизнь в этом мире – всего лишь игра и забава. Для тех, кто богобоязнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?» (Коран, 6:32). Фактически этот айат является продолжением предыдущего айата, в котором сравниваются мирская и загробная жизни. Так, в предыдущем айате, в частности, сказано: «Понесли урон те, которые отрицали, что они предстанут [в Судный день] пред Аллахом» (‘Аруси Джувайзи, ‘Абд ‘Али ибн Джум‘а. Нур ас-сакалайн. Т. 1. С. 711. Кум. «Исма‘илийан». Издание четвертое. 1415 г.л.х.). Затем подчеркивается превосходство загробной жизни перед мирской жизнью и говорится: «Жизнь в этом мире – в сего лишь игра и забава». Ведь этот мир лишь цепь выдуманных идей и целей. А так как игра – это увлечение некой выдуманной идеей, то и мир этот есть игра. И так как мирская жизнь удерживает человека от высших целей иного, истинного и вечного мира, а забава также отвлекает от главных целей, мир этот – забава.
Другими словами, мирская жизнь сравнивается с игрой и забавой потому, что они обычно бессмысленны и далеки от реальной жизни. В них победитель – не реальный победитель, а проигравший – не реальный проигравший. Потому что после все встает на свои места. Так, дети, например, играют во врачей и пациентов, а через час никто и не вспоминает об этом. Или взрослые играют на сцене любовь или вражду, а через некоторое время все это забывается.
Мир подобен сцене, где люди – актеры. И порой эта детская забава завораживает даже разумных людей. Но все же и ей наступает конец. Поэтому те, кто привязывается сердцем к этому миру, подобны детям, которые все свое время посвящают играм и забавам, ничего не ведая.
После этого Священный Коран сравнивает мирскую жизнь с иным измерением и гласит: «Для тех, кто богобоязнен, лучше мир будущий. Неужели вы не разумеете этого?» (Коран, 6:32). Иная жизнь вечна и непреходяща. Иной мир больше и лучше. Он реальный, не выдуманный. В нем блага не смешаны с болью. Другими словами, будущая жизнь лучше для набожных людей потому, что она подлинная и вечная, и это постижимо только для людей разумных и убежденных. Поэтому айат обращен именно к ним.
Следует отметить, что этот и другие подобные айаты призваны бороться с чрезмерной любовью и привязанностью к материальным благам мирской жизни и пренебрежением к главной цели сотворения бытия, т.е. этот айат призван бороться с препятствиями на пути к сближению с Господом Богом. Кто из-за привязанности к мирской жизни и чрезмерной любви к богатству и власти стал отрицать воскрешение, те опровергли учения пророков по принципу «любовь к мирской жизни – источник всякой ошибки» (Джа‘фар ибн Мухаммад. Мисбах аш-шари‘а. С. 138. Бейрут. «А‘лами». Издание первое. 1400 г.л.х.) и восстали против них. Ведь те, кто пользуется мирскими благами ради подлинного счастья, в действительности стараются ради загробной жизни, а не мирской. Разумная жизнь – это когда человек пользуется предоставленными ему Господом Богом возможностями ради достижения счастья в обоих мирах, а не обращает все свое внимание на мирскую жизнь, забывая при этом о жизни загробной, ведь в таком случае он понесет большой урон. Хотя разумные люди и пользуются мирскими благами, дарованными им Богом, они всячески избегают привязанности к мирской жизни, прикладывая все усилия ради лучшей доли в горнем вечном мире. Как гласит Коран: «А богобоязненным будет сказано: «Что ниспослал вам Господь?» Они ответят: «Благо». Тем, кто творил в этом мире добрые деяния, будет воздано добром. А жилище в будущем мире лучше. И как прекрасно жилище богобоязненных!» (Коран, 16:30).
Источник: www.islamquest.net
Перевод на русский язык организован Фондом исследований исламской культуры