Понедельник, 23 декабря, 2024
ДомойИсследованияО терпении – благородном качестве Хасана ибн Али, внука пророка Мухаммада

О терпении – благородном качестве Хасана ибн Али, внука пророка Мухаммада

Будучи прекрасным знатоком человеческой души, имам Хасан хорошо понимал, что суждения многих людей о других – это пустая забава, основанная на незнании, пристрастности и прочих нерациональных мотивах. Поэтому, прежде чем впасть в гнев из-за их отрицательного мнения о нем и его отце, он искал у человека слабые места в эмоциональной и других сферах и накладывал пластырь на душевную рану. Однажды Имам ехал верхом. Его увидел один сириец, выросший во владениях Муавийи, и стал его проклинать. Имам молчал до тех пор, пока сириец не закончил. Затем он подошёл к нему и, улыбаясь, сказал: «Старик, я думаю, ты не из этого города. Может быть, твоё мнение ошибочно [или ты перепутал меня с кем-то другим]. Если ты хочешь, чтобы мы тебя порадовали, мы тебя порадуем. Если ты захочешь от нас [чего-либо материального], мы дадим тебе это. Если ты хочешь наставления, мы наставим тебя… Если ты нуждаешься, мы обеспечим тебя. Если ты скиталец, мы дадим тебе приют. Тебе лучше взять свои пожитки и погостить у нас до тех пор, пока ты не покинешь этот город. Так будет полезней для тебя, ибо у нас просторный дом и большое богатство».

Когда тот человек услышал эти [величественные] слова, он заплакал и сказал: «Свидетельствую, что ты наместник Аллаха на земле. Всевышний лучше [людей] знает, на чьи [плечи] возложить пророческое служение. Ты сам и твой отец [до сих пор] были самыми ненавистными из людей, а теперь ты самый дорогой». Затем на всё время своего пребывания в городе он поселился в доме у Имама Хасана и стал его страстным последователем (ал-Анвар ал-бахийат, с. 89; Бихар ал-анвар. Т. 43, с. 344; ал-Манакиб. Т. 3, с. 184).

Имаму больше других было известно о ранах человеческой души и неизведанных уголках этой загадочной субстанции. Он знал, что иногда человек десятки лет скрывает своё истинное намерение в отношении другого человека или какого-то явления, чтобы при удобном случае излить свой яд. Поэтому он предостерегал людей: «Мнение человека познаётся только в гневе!» (Бихар ал-анвар. Т. 75, с. 113; Нузхат ан-назир ва танбих ал-хатир, с. 71). Ибо в обычных обстоятельствах люди не проявляют ни зависти, ни скупости, ни мести, ни чего-либо подобного. Однако жизненные перипетии, успехи и неудачи других приводят к тому, что человек вдруг проявляет то, что скрывал годами, или, как говорят в народе, «изливает то, что у него на сердце».

Однажды Имам сидел напротив своего дома в Куфе. Вдруг явился какой-то бедуин и оскорбительно высказался в адрес его родителей. Имам встал и спросил: «Ты хочешь пить или голоден? Я напою и накормлю тебя. Что с тобой случилось [, что ты столь неразумно и необоснованно выдвигаешь обвинения и произносишь проклятия]?» Однако тот не унимался, и оскорбления градом сыпались с его языка. Имам приказал своему слуге принести мешочек с серебряными дирхемами. Отдав его [бедному] бедуину, он сказал: «Прости, у меня больше нет. Если бы было, я дал бы тебе». Услышав эти слова, он возвысил свой голос [, дабы его слышали все,] и сказал: «Свидетельствую, что ты внук Пророка. Я приходил, чтобы испытать тебя в терпении» (Шарх Ахкак ал-хакк. Т. 33, с. 559).

Источник: Хусейн Сайиди. Личность Хасана ибн Али / пер. с перс. Б.В. Норика; канонич. ред. А. Рамазанов. – М.: ООО «Садра», 2017. – С. 33–34. 

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ