Суббота, 27 июля, 2024
ДомойНовостиМероприятияПриспособление или усвоение? Пути стилевого развития изобразительного искусства Арабского халифата

Приспособление или усвоение? Пути стилевого развития изобразительного искусства Арабского халифата

Аннотация доклада доктора искусствоведения Т. Х. Стародуб, прочитанного на конференции «Революция и эволюция в исламской мысли и истории» 6 октября в Институте философии РАН

Вопрос, заданный темой доклада, вызван неясностью стилевых дефиниций ранних произведений художественной культуры зарождающегося мусульманского мира, которой лишь предстояло выделиться в особый цивилизационный тип, впоследствии названный исламским. В более точной формулировке это вопрос о параллельности и/или альтернативности процессов адаптации как вынужденного примирения с чужой или чуждой традицией и/или адаптации (в значении добровольного принятия и использования) того или иного художественного наследия с возможностью его последующего усвоения, изменения и превращения в своё. По некоторым косвенным данным, оба процесса могли начаться (или отчасти были подготовлены) ещё до выхода арабов-мусульман за пределы Аравийского полуострова.

Подтверждение этого тезиса могло бы стать одним из аргументов в пользу изначального отсутствия ниспровергающей революционной энергии в формировании эстетических представлений мусульман в правление «праведных халифов» и в эпоху Омейядов.

Памятники изобразительного искусства халифата Омейядов демонстрируют также очевидное отсутствие их идеологической направленности, неоднородность и пестроту стилевых ориентиров и предпочтений и прагматическое использование практики иных художественных систем.

При поздних Омейядах и ранних Аббасидах существенное расширение границ исламского мира сопровождалось включением мало или вовсе не известных арабам традиций, смещением «центров притяжения» мастеров и образованием новых очагов художественной активности. Это не могло не повлиять на усложнение и умножение разветвлённости процессов приспособления и/или усвоения, принятия или отторжения вольно, или невольно унаследованного прошлого.

Степень, в которой эти процессы оказались ответственными за угасание старых и рождение новых художественных стилей изобразительного искусства Арабского халифата, может определить только анализ конкретных произведений. Для исследователя заданной темы это, прежде всего, такие известные и хорошо описанные памятники, как омейядские «замки пустыни» Кусайр Амра (росписи) и Мшатта в Иордании (резные каменные рельефы южного фасада, ныне в Музее исламского искусства в Берлине), живопись и скульптура «замков пустыни» Каср аль-Хайр аль-Гарби (Сирия) и Хирбет аль-Мафджар (Иордания), мозаики мусульманской святыни в Иерусалиме Купола Скалы и Большой мечети Омейядов в Дамаске, стуковые рельефы зданий аббасидской Самарры (Ирак), фатимидского Фустата в Каире, Большой мечети в Нишапуре (Иран), росписи дворца Лашкар-и Базар (Афганистан) и особенно миниатюры многочисленных и разнообразных иллюстрированных рукописей исламского мира, начиная с трактата Абд ар-Рахмана ас-Суфи и более поздних.

Программа конференции, фото и видеоматериалы доступны на официальном сайте Института философии.

Фото: Дина Анохина

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ