Аннотация доклада доктора искусствоведения Т. Х. Стародуб, прочитанного на конференции «Революция и эволюция в исламской мысли и истории» 6 октября в Институте философии РАН
Вопрос, заданный темой доклада, вызван неясностью стилевых дефиниций ранних произведений художественной культуры зарождающегося мусульманского мира, которой лишь предстояло выделиться в особый цивилизационный тип, впоследствии названный исламским. В более точной формулировке это вопрос о параллельности и/или альтернативности процессов адаптации как вынужденного примирения с чужой или чуждой традицией и/или адаптации (в значении добровольного принятия и использования) того или иного художественного наследия с возможностью его последующего усвоения, изменения и превращения в своё. По некоторым косвенным данным, оба процесса могли начаться (или отчасти были подготовлены) ещё до выхода арабов-мусульман за пределы Аравийского полуострова.
Подтверждение этого тезиса могло бы стать одним из аргументов в пользу изначального отсутствия ниспровергающей революционной энергии в формировании эстетических представлений мусульман в правление «праведных халифов» и в эпоху Омейядов.
Памятники изобразительного искусства халифата Омейядов демонстрируют также очевидное отсутствие их идеологической направленности, неоднородность и пестроту стилевых ориентиров и предпочтений и прагматическое использование практики иных художественных систем.
При поздних Омейядах и ранних Аббасидах существенное расширение границ исламского мира сопровождалось включением мало или вовсе не известных арабам традиций, смещением «центров притяжения» мастеров и образованием новых очагов художественной активности. Это не могло не повлиять на усложнение и умножение разветвлённости процессов приспособления и/или усвоения, принятия или отторжения вольно, или невольно унаследованного прошлого.
Степень, в которой эти процессы оказались ответственными за угасание старых и рождение новых художественных стилей изобразительного искусства Арабского халифата, может определить только анализ конкретных произведений. Для исследователя заданной темы это, прежде всего, такие известные и хорошо описанные памятники, как омейядские «замки пустыни» Кусайр Амра (росписи) и Мшатта в Иордании (резные каменные рельефы южного фасада, ныне в Музее исламского искусства в Берлине), живопись и скульптура «замков пустыни» Каср аль-Хайр аль-Гарби (Сирия) и Хирбет аль-Мафджар (Иордания), мозаики мусульманской святыни в Иерусалиме Купола Скалы и Большой мечети Омейядов в Дамаске, стуковые рельефы зданий аббасидской Самарры (Ирак), фатимидского Фустата в Каире, Большой мечети в Нишапуре (Иран), росписи дворца Лашкар-и Базар (Афганистан) и особенно миниатюры многочисленных и разнообразных иллюстрированных рукописей исламского мира, начиная с трактата Абд ар-Рахмана ас-Суфи и более поздних.
Программа конференции, фото и видеоматериалы доступны на официальном сайте Института философии.
Фото: Дина Анохина