В переводе с арабского языка ишрак означает «озарение», «освещение». Оно встречается уже в Коране в смысле «зоря»: «Мы подчинили ему горы: с ним они возсылали хвалы при вечернем сумраке и при утреннем рассвете (аль-ишрак)» (Коран/ пер. Саблукова Г.С. 38:18). В самом общем значении ишрак есть действие озарения чего-либо светом.
Свет в исламской культуре играет весьма важную роль. Ему посвящена 24-я сура Корана и там же встречается описание Бога как света: «Бог есть свет небес и земли. Свет Его подобен светильнику в стене: светильник в стеклянном сосуде; стеклянный сосуд блистает как звезда. В нем горит благословенное дерево, – маслина, какой нет ни на востоке, ни на западе; елей в нём загорается почти без прикосновения к нему огня. Свет к свету! Бог ведёт к своему свету, кого хочет. Бог вразумляет людей сравнениями. Бог всеведущ» (Коран/ пер. Саблукова Г.С. 24:35). Описание Первоначала как света имело место задолго до ниспослания Корана. Свет был одной из базовых категорий неоплатонического дискурса: Плотин (204/205 — 270) соотносил Единое, послужившее началом всему, со Светом и Благом. Задолго до Плотина отождествление Света, Блага и демиурга существовало в зороастризме.
Нет ничего удивительного в том, что образ божественного света стал едва ли не ключевым для исламской культуры, учитывая то, что основание для этого имелось уже в кораническом тексте, а сама идея на момент возникновения ислама была уже довольно хорошо разработана в античной мысли и получила широкое распространение в иранской культуре.
Ишрак как философский термин получил известность в основном благодаря исламскому философу иранского происхождения Шихаб ад-Дину ас-Сухраварди (1155—1191), который назвал свой основной философский труд «Мудрость озарения» (Хикмат альишрак). Для него философия озарения являлась способом выражения строгого исламского монотеизма, хотя Сухраварди и пишет о том, что эта мудрость прежде высказывалась Зороастром, Гермесом, Эмпедоклом, Платоном, Пифагором и др. Вместе с тем Шейх Озарения довольно резко критикует зороастрийский дуализм, а сам стремится к построению предельно монистичной системы, где носителем единства является свет. Ишрак же в контексте его философии означает озарение этим Единым Светом всего, что предстает физическому или духовному взору. Это озарение имеет онтологическое значение, ибо оно приводит к возникновению всего сущего.
Тем не менее ишракизм не был единственным направлением исламской мысли, где Бог, Первоначало описывается как свет. В частности, такое описание широко распространено в суфизме. Таким образом, онтологически ишрак, озарение понимается как акт творения, порождение всего сущего божественным светом. Гносеологически ишрак – это откровение мысленному взору благодаря свету божественного знания всего того, что было от него сокрыто. Это непосредственное познание через присутствие, видение истины во всей ее очевидности. И в этом смысле озарение как откровение является одним из важнейших средств познания. То, что прозревали философы и мистики, доступно познанию именно вследствие озаренности светом – и тварным, и нетварным.
В этом – наиболее широком смысле слово ишрак и было использовано в качестве названия Ежегодника исламской философии. Его тематика не сводится к учению ас-Сухраварди. Ежегодник «Ишрак» знакомит читателя с наиболее актуальными работами по истории исламской философии, и каждый его том посвящен отдельному направлению: ишракизм, суфизм, исмаилизм, философия эпохи Сефевидов и др.
На данный момент «Ишрак» – основное международное периодическое издание по истории исламской философии. В нем публикуются ведущие специалисты в этой области со всего мира: Уильям Читтик, Герхард Боверинг, Кармелла Бафиони, Гуламреза Аавани, Андрей Смирнов и многие другие. Он выходит под редакцией, одного из самых известных специалистов по постклассической исламской философии – Яниса Эшотса благодаря сотрудничеству институтов философии Ирана и Российской академии наук, а также Фонда Ибн Сины. В 2019 году ожидается выход девятого номера журнала, а для всех ученых, знатоков и любителей исламской философии выход его очередного номера каждый раз является долгожданным событием. За десятилетие своего существования «Ишрак» стал площадкой, на которой встречаются исследователи со всего мира, обмениваются своими идеями, знакомятся с достижениями друг друга, открывают для себя новые страницы истории исламской философии. То, что такое издание существует в России, является значительным достижением и преимуществом для российской гуманитарной науки.
Лукашев А.А., научный сотрудник Сектора философии исламского мира Института философии РАН, к. филос. н.