23 августа в Иране отмечают день рождения Абу Али Ибн Сины. Ибн Сина, или Авиценна, был учёным-энциклопедистом, который оставил после себя труды по философии, астрономии, медицине, математике, минералогии. Кроме того, он был поэтом и музыкантом.
Вдохновленный примером великого ученого наш Фонд стремится в своей деятельности к такому же разнообразию тем, жанров и видов работ. Неслучайно Фонд назван в честь выдающегося средневекового мыслителя.
Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре ’Абу ‘Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля. Несколько лет провел в Хорезме, в «академии Ма’муна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 г. вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030 г., во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье, и в 1037 г. он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).
Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси).
Главный труд Ибн Сины – «Канон врачебной науки» (Канун ат-тибб) написан в 1013-1021 гг. В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д. Опытный хирург Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в ХII в. на латинский язык «Канон» до ХVII в. служил основным руководством для европейских медиков.
Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – «Книга исцеления» (Китаб аш-шифа’), значительную часть которой составляет «Книга о душе». Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине ХII в., когда была переведена на латинский язык. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485 г.
На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в «Книге знания» («Даниш-намэ»).
Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – «Указания и наставления» (ал ’Ишарат ва-т-танбихат», 1035–1036 гг.). [История арабо-мусульманской философии: учебник/ под ред. А.В. Смирнова. 2-е издание, исправленное, дополненное. М.: 2019 (в печати)].