Научное издание посвящено анализу основных видов коранических сказаний и рассмотрению их соотношения с исторической реальностью, возможности присутствия в них символических или мифологических элементов. Автор выделяет и подробно демонстрирует на практике три метода рассмотрения, позволяющих получить ответ на поставленные вопросы. Реалистический подход опирается на документально-исторические сведения и иную объективно подтверждаемую информацию о необходимом периоде времени. Символический предполагает обращение к традиционной системе образов и аллегорий, но одновременно нуждается в тех же подтверждениях, что и реалистическая трактовка.
Мифологический подход требует разъяснения и осознания того, что же такое миф с точки зрения современного исследователя. В наши дни специалисты далеко отошли от мнения ученых, к примеру, XIX века, которые считали миф разновидностью сказки. А сказка, в свою очередь, тогда не воспринималась всерьез даже в сфере литературы, не говоря о чем-то большем. Сейчас же исследователи научились относиться к мифу со вниманием, которого он заслуживает, и уже способны понять, сколь важное место он занимал в жизни древнего общества. «Миф подобен сказанию, которое изустно передаётся из поколения в поколение и в большинстве случаев в доступной форме объясняет природные явления и унаследованные обычаи и убеждения. В мифе граница между объективным и субъективным миром стирается. Реальное время теряет свою объективность и превращается в субъективное… В мифе передаются события древней эпохи: речь идёт о том, как всё появляется и продолжает своё бытование. Персонажами мифа выступают сверхъестественные создания, и его положительного героя неизменно окружает ореол святости.
Согласно другому определению, миф — это рассказ, извлечённый из древних легенд и героических сказаний. Комплекс этих преданий, тематика которых заимствована из природы или истории и смешана с легендами, называют мифологией. Мифология — это легендарная история любого народа. Среди народов, в большей степени обладающих подобного рода историей, можно назвать греков, индийцев, иранцев, римлян, германцев и славян. Изучая мифологию того или иного народа, учёные извлекают немало фактов из его религиозной, этнической и литературной истории. У арабов тоже есть мифы и легенды — это повествования об идолах, а также рассказы о джиннах, гулях, небесных телах и т.д.».
Говоря об историческом подходе, автор отмечает, что человеку, в том числе и летописцу, свойственно ошибаться, он может опираться на источники, кажущиеся ему достоверными, но являющиеся таковыми. Более того, искажения могут быть внесены в хронику намеренно – по воле какого-либо правителя или усмотрением самого летописца. Коранические сказания не являются историческими хрониками, это нечто совершенно иное, и, согласно традиционному восприятию, они свободны от искажений.
В книге описаны характерные для середины минувшего века споры между приверженцами сугубо реалистического подхода к толкованию коранических текстов и теми, кто усматривал в ряде сказаний мифические и символические черты. Отмечены и сложности в поиске неопровержимых и объективных свидетельств в исторической науке.
Источник: http://terraart.ru/?p=7549