Книга представляет собой фундаментальное научное исследование основных видов коранических сказаний. Основной текст предваряется размышлениями о важнейшем значении толкований Корана и комментариев к нему. Особо отмечается связь между религиозной историей и реальными памятниками архитектуры, культурными артефактами, которые в наше время, к сожалению, оказываются под угрозой уничтожения из-за военных конфликтов и действий террористических организаций.
Автор показывает, как можно анализировать коранические предания, рассматривая их с точки зрения реалистического, мифологического и символического подходов. Для первого из них необходимы исторические документы, подлинность которых можно установить, и иные материальные свидетельства рассматриваемой эпохи. Обращение к символическому подходу требует, кроме того, и глубоких познаний в области высокого искусства, произведения которого хранят наиболее полную панораму традиционных образов, аллегорий и метафор.
В книге отмечается, что характерная черта искусства – создание инсценировки некоего события, но с таким мастерством, что слушатели или читатели не только воспринимают его, как реальное, но и сами становятся участниками. И если автор художественного произведения видит свою задачу в том, чтобы распространять благие идеи, то его труд, несомненно, благороден. Ведь важные назидательные истины лучше воспринимаются аудиторией, если они поданы в обрамлении иной, то есть, художественной, реальности, призванной вывести человека из повседневности и отвлечь от суеты.
«На самом деле, Са‘ади не совершал многих путешествий, о которых он рассказывает. Множество топонимов были выдуманы Са‘ади. Однако здесь важно, что всё это Са‘ади излагает в такой манере, что читатель ощущает себя в том месте и в той атмосфере, и в тот момент, когда он испытывает на себе волшебное воздействие слов автора, то не спрашивает себя, происходило ли в этом самом месте такое событие. Например, читая следующий бейт:
Такой голодный год настал в Дамаске,
что друзья позабыли любовь.
никто не спрашивает, когда именно в Дамаске случился этот голодный год и как это произошло. В данном случае не подразумевается даже сам Дамаск. Если бы в этом бейте рифмующими харфами были не шин и каф, то Са‘ади, безусловно, избрал бы в качестве символа какой-нибудь другой город, сказав, например: «Такой голодный год настал в Герате». Если читатель поймёт, что многие из описываемых им событий Са‘ади выдумал, то это нисколько не уменьшит воздействия на него слов автора. Искусство аллегории состоит в том, чтобы рациональную реальность представить в облике символических конструкций, которые окажут воздействие на слушателя, не получив при этом статуса лжи».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1128