История классической иранской каллиграфии насчитывает много веков. Традиции Востока ограничили развитие ряда направлений живописи. Но при этом искусство изысканного начертания текстов достигло необыкновенных высот. Иранские каллиграфы славились далеко за пределами родной страны. И многие надписи, украшающие всемирно известные архитектурные памятники, к примеру, в Индии выполнены именно иранскими мастерами.
Книга представляет собой первое столь подробное и полное издание на русском языке, посвященное теме иранской каллиграфии. Рассматривается происхождение самых первых каллиграфических почерков, их дальнейшее развитие и совершенствование. Также автор рассказывает о том, в каких областях – для украшения архитектурных сооружений, частной переписки, книжного дела или официальных документов – традиционно применялся тот или иной вид почерка. Каждый из них подробно описан, показаны отличительные черты и особенности, характерные для разных регионов Ирана и сопредельных земель.
Описаны в тексте необходимые инструменты, а также условия, считавшиеся обязательными для работы мастера-переписчика, в плане как личных качеств, так и обустройства рабочего места. Особо отмечены важные философские термины и их отображение в искусстве каллиграфии. На множестве цветных иллюстраций показаны образцы почерка и творения знаменитых мастеров.
«Непосредственное обучение лицом к лицу было и остаётся лучшим способом освоения искусства каллиграфии. Очень важные и малозаметные тонкости легче увидеть в письме наставника, нежели в каком бы то ни было объяснении. Как правило, выписывая образец или исправляя ошибки ученика, учитель попутно объясняет, сколько следует брать чернил, под каким углом держать перо (калам), какой должны быть толщина букв и их отношение к линии строки. Правила и основы переписки рукописей и каллиграфии передавались следующим поколениям по большей части не через книги и обучающие трактаты, а из уст в уста, от учителя ученику. Поэтому хотя сегодня и можно в самых различных текстах (биографических антологиях и т.п.) найти немало давних традиций, однако при этом одним из наиболее полезных и доступных источников является нынешнее состояние обучения искусству каллиграфии.
Непосредственное обучение каллиграфии осуществляется в два отдельных этапа. Первый – разбор выполненных учеником упражнений, исправление ошибок и определение, где в буквах и словах должны быть тонкие, а где жирные линии. Второй – учитель пишет образец упражнения для следующего занятия и вручает его стремящемуся овладеть этим искусством. Сегодня, когда наличие копировальной техники облегчает выполнение многих задач, большинство учителей каллиграфии просто распечатывает образцы. В результате остаётся больше времени для изучения выполненного учеником упражнения и работы над ошибками. Это ускоряет процесс обучения, учебные образцы унифицируются, но вместе с тем это приводит к тому, что ученик меньше наблюдает за процессом изготовления мастером учебного образца».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1206