Красноречие восточных поэтов недаром прославлено в веках, и даже в наши времена в поисках подходящих слов для описания пылких чувств мы часто обращаемся к произведениям персидских классиков. Но одним лишь вдохновенным воспеванием любви и красоты поэты не ограничивались. В изысканных строках традиционно было заложено глубокое философское содержание. Научное исследование «Мир смысла в немногих словах» посвящено поэме «Цветник тайны», созданной одним из знаменитых персидских поэтов XIV века Махмудом Шабистари. Название книги напоминает о том, что сам классик говорил о своем «Цветнике тайны», именуя его «миром смысла», сконцентрированным в немногих словах. Действительно, смысловые пласты поэмы столь глубоки и многообразны, что интерес исследователей к ней не ослабевает до сих пор, порождая новые толкования и комментарии. «Это такое произведение, которое нельзя втиснуть в какие-либо узкие рамки. «Цветник тайны» — это поэма. Но совсем не такая поэма, к какой привык европейский читатель. Здесь нет сюжета, нет прямой дидактики в духе Гесиода, нет любовной линии или лирического героя. И все же это именно поэма, часть традиции, основание которой заложили такие авторы, как Фирдоуси и Санаи. При этом «Цветник тайны» — не только поэма, это еще и философский трактат, в котором рассматриваются основные философские вопросы и проблемы суфийского учения». Однако и богатством философских смыслов содержание поэмы не исчерпывается. Ведь система образов классической персидской поэзии, отображающих как силу любви и великолепие красоты, так и глубину размышлений о тайнах мироздания, имеет четкую структуру. Изысканная и пышная словесная вязь подчиняется правилам, сформулированным с математической точностью. И слово «цветник» в названии указывает на один из видов этого канона – когда для передачи оттенков чувства в лирической поэзии или для выражения возвышенного стремления к мистическому Абсолюту применялись метафоры, основанные на названиях растений. Главный символ — прекрасная и совершенная роза. В предисловии к монографии автор поясняет, что он постарался не только рассказать об этой традиции, но и применить ее принципы при построении структуры самой книги.