Научное издание (Институт философии РАН, Государственный институт искусствознания РАН) посвящено осмыслению многогранной роли музыки в традиционной культуре – на примере искусства maqām как устно-профессиональной музыкальной традиции, которая на протяжении многих веков сохраняется на древнееврейском, персидском, арабском и языках тюркской группы. Характерные исполнительские приемы передавались от наставников к ученикам из поколения в поколение. А ученые в своих трактатах разработали обширную теоретическую базу. Но по мнению автора настоящего исследования сейчас изучение музыкального феномена через призму одной лишь теории музыки или с точки зрения только эстетических воззрений ограничивает понимание его многообразной роли в культуре и повседневной жизни народа.
Философский подход позволяет воспринять рассматриваемую в книге музыкальную традицию maqām как комплексное явление, тесно связанное с мировоззрением. Такая концепция способствует преодолению междисциплинарного разрыва и формированию целостного знания о человеке. При этом средневековый трактат о музыке сам по себе является настолько интересным жанром в классической литературе Востока, что на него в исследовании направлено отдельное внимание, в центре которого два примера — перевод трактата о музыке Фахр ад-Дина Рази (XII―XIII вв.) и первое издание русского перевода трактата о музыке Анонима XIV в. («Мухаммад Нишапури»). Эти тексты сопровождаются аналитическим разбором и развернутыми комментариями.
Показано и то, как благодаря философскому рассмотрению музыкальная традиция предстает в единстве с другими явлениями: «Аль-Фараби полагал, что «то, из чего возникает мелодия, бывает двух родов: род, благодаря которому возникает ее необходимое бытие, и род, посредством которого достигается ее превосходное бытие, как это свойственно всем прочим существующим предметам, состоящим из множества вещей». Описывая мелодии греко-византийского мира, он выделял в них «начала» мелодий, «основания» мелодий и «украшения», так как «положение одного из них подобно основе и утóку в одежде, кирпичам и дереву в строениях, а положение второго — орнаментике и декору зданий, цвету, блеску, украшениям и бахроме в одежде… Звуки, положение которых подобно основе и утоку в одежде, мы назовем “основами и началами мелодий”, а второй род — “дополнениями мелодий”».
Также показано родство музыки и языка, ведь характерная для рассматриваемого музыкального направления единица музыкальной речи, именуемая ğumlah, первоначально появилась в средневековой арабской грамматике. При этом отмечено, что легенды о сугубо импровизационной природе искусства maqām и связанной с этим невозможности его постижения рациональными методами не соответствуют действительности.
Источник: http://terraart.ru/?p=8260