Изящная вязь старинных восточных рукописей с давних пор радует взор ценителей прекрасного. Недаром еще в XVII веке путешественник Жан Шарден называл традиционную персидскую письменность самой красивой в мире, восхищался мастерством иранских каллиграфов и тем уважением, которым они окружены в обществе.
Книга написана современным ученым, который не только изучает историю каллиграфии в Иране, но и сам в совершенстве владеет навыками этого искусства. Это первое на русском языке столь подробное и глубокое исследование, посвященное формированию и развитию различных почерков, инструментам, которыми пользуются каллиграфы, памятникам культуры и архитектуры, украшенным надписями и многим другим аспектам. «Судя по всему, арамеи обосновались в Междуречье и Северной Сирии во II тыс. до н.э. Арамейское письмо является ветвью финикийского. Финикийское же письмо, с одной стороны, породило греческую письменность, ставшую прародительницей всех видов европейского письма, а с другой стороны, ему обязаны своим появлением все семитские и некоторые несемитские письменности. Помимо набатейского из арамейского письма выделились еврейское, пальмирское и сирийское. На базе набатейского письма появилось новосинайское, бывшее в ходу на Синайском полуострове с I в. до н.э. по IV в. н.э. Древние письменности куфи и насх, считающиеся прародительницами всех мусульманских почерковых стилей, были созданы на основе новосинайского».
На страницах рассказывается и о том, какие сферы традиционно считались подобающими для использования того или иного каллиграфического почерка. Для частной переписки применялся один стиль, для государственных бумаг другой. Книжному делу или украшению архитектурных сооружений тоже соответствовали свои виды почерка. На множестве цветных иллюстраций показаны образцы начертания букв в разных стилях и творения знаменитых мастеров разных эпох. Особо отмечается, что с каллиграфией неразрывно связан и глубокий философский смысл – ведь это искусство соединяет мудрость содержания с красотой формы.
Источник: http://knigozavr.ru/2020/02/12/aleks-gromov-olga-shatoxina-obresti-sebya/