Худжжат как-то очень хорошо сказал об иджтихаде: «Подлинный иджтихад состоит в том, что, когда человеку предлагается какая-то новая проблема, с которой он не сталкивался в своём прежнем интеллектуальном опыте и которой нет ни в одной книге, он немедленно сможет извлечь из неё правильные принципы. Совсем иное, когда человек изучил проблемы по Джавахир, где изложены все большие и малые посылки, а также выводы. Он только изучает [и говорит:] “Я понял, что автор Джавахир излагает так. Я тоже выбираю его мнение”. Это не иджтихад, это то, что делают многие». Иджтихад – это оригинальность, когда человек сам отделяет второстепенное от главного. Поэтому подлинный муджтахид действует так в любой науке. Муджтахиды – всегда подражатели, но подражатели на более высоком уровне. Вы можете видеть, что раз в несколько столетий появляется человек, который меняет какие-то принципы и вводит вместо них новые принципы и правила. Затем все муджтахиды следуют ему. Он главный муджтахид, а остальные – муджтахиды-подражатели, которые стоят несколько выше обычных подражателей. Подлинный муджтахид таков во всех науках – в литературе, в философии, в логике, в фикхе и его основах, в физике и в математике. Вы сами видите, как в физике один человек создаёт некое учение, а затем все учёные-физики следуют ему. Именно его, создающего новое учение, которое принимают и которое подчиняет себе прежние идеи, следует считать подлинным муджтахидом.
Но размышление без образования невозможно. Образование служит фундаментом мыслительной деятельности (в настоящий момент мы не касаемся проблемы Откровения и говорим только о мыслительной деятельности). В исламе «размышление есть богопоклонение», но это не то же самое, что «образовательная деятельность есть богопоклонение». Это две разные проблемы. Одна из них касается образования – преподавание и учёба суть богопоклонение, а другая говорит о том, что мыслительная деятельность есть богопоклонение. В отношении мыслительной деятельности мы располагаем большим количеством свидетельств, чем в отношении образования. Например, «Высшая [форма] богопоклонения – размышление» (в ал-Кафи. Т. 2, с. 55: «Высшая [форма] богопоклонения людей есть размышление об Аллахе и Его могуществе»), или «Нет богопоклонения, подобного размышлению» (Туси. ал-Амали. Т. 1, с. 145), или «Богопоклонение Абу Зара было по большей части размышлением» (Бихар ал-анвар. Т. 71, с. 323), и многое другое. Эта проблема отличается от проблемы образования. В интеллектуальной деятельности человек не просто делает выводы из собственных размышлений, но оттачивает свою мысль. В Коране много говорится о мыслительной деятельности. Здесь нет необходимости приводить подборку соответствующих айатов: Коран очень часто призывает к размышлению.
Источник: Мортаза Мотаххари – интеллектуал действия / пер. с перс. Б.В. Норика; ред.-сост. М.М. Аль-Джанаби. – М.: ООО «Садра», 2020. – С. 188–189.