Классический труд, составленный из лекций видного мыслителя, поэта и общественного деятеля эпохи Британской Индии. Икбал стоял у истоков создания государства Пакистан, его «Реконструкция религиозной мысли…» считается самой серьезной попыткой осмысления мусульманского духовного наследия на фоне всех вызовов, которые бросал ХХ век – новых политических и социально-экономических факторов, достижений естественных наук, развития философии. Лекции, вошедшие в данную книгу, были прочитаны им в 1928-29 гг. по просьбе Мадрасской мусульманской ассоциации, а последняя из них – это выступление Мухаммада Икбала на сессии Аристотелевского общества в Лондоне в декабре 1932 года. Перевод выполнен крупнейшим отечественным востоковедом и философом М. Т. Степанянц. Ею же написаны подробное предисловие и комментарии.
Мухаммад Икбал родился в Пенджабе в 1873 году. Основное образование получил в Англии. Тогда в начале его творческого пути большое влияние на него оказало знакомство и общение с авторитетным специалистом по персидской литературе – Эдвардом Брауном, автором исследования «Литературная история Персии». Именно во время жизни в Европе Икбал перешел в области поэзии с родного языка урду на фарси. Он воспринял персидский язык как более выразительный, яркий, с обширной системой поэтических образов. Из мастеров классической персидской поэзии он в то время выше всего ценил Хафиза и Руми.
Икбал глубоко интересовался немецкой классической философией, творчеством Гёте и Шиллера. Поэтому для продолжения образования он отправился в Германию, где в Мюнхенском университете защитил диссертацию на тему «Развитие метафизики в Персии». Потом он вернулся на родину, где стал сначала преподавателем философии, а потом занялся юридической практикой. Но постепенно его основным занятием становится поэтическое творчество и философско-исторические исследования.
Говоря в своей книге о «реконструкции ислама», Мухаммад Икбал подразумевал восстановление истинного первоначального духа, в котором он усматривал значительную долю рационального начала. Особое внимание он уделял идее неустанной борьбы со злом и страданиями, а главное – освобождению человека от страха перед всем этим и раскрытию его истинной природы — «доброй и миролюбивой». Реконструкция, по мнению Икбала, означает и очищение от стереотипов, сформировавшихся и на Востоке, и на Западе в разные исторические периоды под влиянием тех или иных интересов.
«Абу Бакр был инициатором критики аристотелевской первой фигуры, а в наше время его возражение, воспринятое в глубоко индуктивном духе, было переформулировано Джоном Стюартом Миллем. Ибн Хазм в своих «Пределах логического знания» делает акцент на чувственном восприятии как источнике познания, а Ибн Таймийа в «Опровержении логики» показывает, что индукция есть единственная форма заслуживающего доверия аргумента. Так возник метод наблюдения и эксперимента. И это не было лишь делом теоретическим. Открытие ал-Бируни того, что мы называем временем реакции, и открытие ал-Кинди того, что ощущение пропорционально стимулу, являются примерами применения указанного метода в психологии.
Было бы ошибкой полагать, что экспериментальный метод является европейским открытием. Дюринг говорит, что концепции науки Роджера Бэкона являются более точными и ясными, чем у его знаменитого тезки. А где Роджер Бэкон получил свою научную подготовку? В мусульманских университетах Испании. В самом деле, часть пятая в его так называемом Большом труде, посвященная «перспективе», является практически повторением «Оптики» Ибн Хайтама. И вообще трактат в целом свидетельствует о влиянии на его автора Ибн Хазма».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1312