Каким образом божественное откровение, ниспосылаемое в течение 23 лет по три-пять айатов, было собрано в единый свод и известную до наших дней каноническую версию? Процесс составления единой канонической версии Корана проходил в несколько этапов (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Девятое предисловие к тафсиру ас-Сафи).
При пророке
На протяжении всего периода божественного откровения, т. е. при жизни пророка, Коран записывался в разрозненной форме. Его записывали примитивными орудиями письма на отдельных кусках кожи, костях животных, деревянных дощечках, гладких камнях, кусках материи и в редких случаях – на бумаге. На этом этапе большинство сподвижников знали весь Коран наизусть. Все суры были полноценными и даже уже имели названия, однако единого свода не было. А главные причины, которые удерживали пророка от составления полного тома, – это:
1. Непрерывность божественных откровений, т. е. каждый раз, когда пророк получал тот или иной айат, он говорил своим сподвижникам, в какой суре и после какого айата надо его записать.
2. По словам ал-Хаттаби, пророк всегда допускал вероятность отмены некоторых айатов (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1634).
Поэтому до прекращения откровений не было возможности составления единого свода.
Некоторые считают, что собирание Корана в эпоху Посланника Аллаха подразумевает как раз его заучивание наизусть (Там же. Со ссылкой на: ал-Иткан (перевод на персидский язык). Т. 1. С. 200). Собирание Корана в этот период называют записью (Там же. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 211). На протяжении всего периода ниспослания айатов пророк лично контролировал процесс их записи, учил, как правильно их читать и заучивать. При его жизни было 37 сподвижников, которые знали наизусть весь Коран (Там же. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 213; Там же. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 255).
В это время количество переписчиков Корана, среди которых были и те, кто знал его наизусть, а также те, кто делал копии с их рукописей для себя, составляло более пятидесяти человек (Там же. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 280). И как результат – Коран был полностью записан в том виде, в котором был зачитан в последний раз самим пророком ангелу Джабраилу. (Как известно, ежегодно пророк один раз читал наизусть весь Коран перед Джабраилом, а в год своей смерти он читал его дважды.) На этом этапе Коран был полностью записан в истинном смысле слова (Там же. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1634. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 281. И ал-Иткан (перевод на персидский язык). Т. 1. С. 201–205).
Мусхаф («свиток») ‘Али
Когда пророк покинул этот мир, имам ‘Али ибн Аби Талиб, который, по признанию пророка, лучше всех знал Коран, что подтверждается достоверными религиозными текстами, уединился дома и составил единый свод сур в порядке их ниспослания. Не прошло и шести месяцев, как он закончил работу и, погрузив свой экземпляр на верблюда, принес и представил народу. Но правители мусульманской общины не утвердили его мусхаф в качестве канонической версии Корана (Табатаба’и. Кур’ан дар ислам. С. 113; ас-Сиджистани. Китаб ал-масахиф. С. 16; Ас-Суйути. Ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан. Т. 1. С. 161).
При Абу Бакре (Абу Бакр ас-Сиддик (ум. 13/634) – первый халиф, глава мусульманской общины (прим. науч. ред.))
Йамамское сражение (подавление Абу Бакром восстания вероотступников, в том числе и лжепророков, известное как «Война против вероотступников»), в котором погибло много тех, кто знал Коран наизусть (по некоторым версиям, около 70 человек), всколыхнуло молодое исламское государство. Тогда, по совету ‘Умара ибн ал-Хаттаба (‘Умар ибн ал-Хаттаб (ум. 24/644) – второй халиф (прим. науч. ред.)), Абу Бакр решил срочно собрать единый свод Корана в целях его сохранения в неизменном виде. Это дело он поручил Зайду ибн Сабиту, самому молодому и активному переписчику, знавшему Коран наизусть и имевшему свой мусхаф (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1634) . Он собрал все разрозненные записи Корана и, сличая каждый айат, даже если его знали десятки писцов и чтецов, записывал его только при наличии минимум двух свидетелей – одного писца и одного чтеца. Собранный им Коран также представлял собой отдельные страницы, а не одну цельную книгу. Его поместили в ящик и назначили определенных людей стражами и хранителями. Эта работа была выполнена в течение 14 месяцев, она продлилась максимум до кончины Абу Бакра в 13/634. По завещанию Абу Бакра, этот экземпляр был передан на хранение ‘Умару ибн ал-Хаттабу. А он в свою очередь завещал его хранение своей дочери Хафсе, жене пророка (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1635).
При ‘Усмане (Усман ибн ‘Аффан (ум. 36/656) – третий халиф (прим. науч. ред.))
‘Усман ибн ‘Аффан стал халифом в 24/644. Во время его правления мусульмане одержали множество побед над своими врагами и донесли Слово Аллаха до жителей освобожденных стран. Но это привело к тому, что многие слова Корана стали неправильно читаться. И это побудило ‘Усмана закончить незавершенное дело по составлению единого экземпляра Священного Корана и спасти мусульманскую общину от разногласий. С этой целью он собрал группу в лице Зайда ибн Сабита, Са‘ида ибн ‘Аса, ‘Абд Аллаха ибн Зубайра и ‘Абд ар-Рахмана ибн Хариса. Эта группа при поддержке двенадцати человек из племени курайш и жителей Медины начала работу по составлению окончательной редакции. Имам ‘Али наблюдал за их работой и был в некотором смысле руководителем этого процесса, призывая переписчиков к тому, чтобы они записывали каждое слово предельно ясно и четко (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1635.Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 423). Прежде всего эта группа собрала все записи айатов, сделанные при жизни пророка. Затем они взяли записи Зайда, которые были сделаны при правлении Абу Бакра ас-Сиддика и хранились у Хафсы. После этого они условились, что каждый раз, когда трое из переписчиков не согласятся с Зайдом в написании какого-нибудь слова, то запишут так, как оно произносится на диалекте племени курайш.
Таким образом, работа по составлению окончательной версии единого свода Корана была выполнена на основе разрозненных записей, сделанных при жизни пророка, и нескольких полных экземпляров Корана, в том числе хранившегося у Хафсы экземпляра Зайда, и при помощи тех, кто знал Священное Писание наизусть. Эта окончательная версия, известная как «Коран ‘Усмана», была составлена в течение четырех-пяти лет в период с 24 почти до 30 года лунной хиджры (644–649 гг. н. э.). Затем было сделано шесть точных ее копий. Два экземпляра оставили в Мекке и Медине, а четыре остальных экземпляра вместе с четырьмя хафизами, которые знали Коран наизусть и могли обучать правильному чтению, были отправлены в главные центры исламского мира, т. е. в Басру, Куфу, Шам и Бахрайн.
После этого ‘Усман приказал уничтожить в кипятке или уксусе все разрозненные записи, сделанные на листках, свитках, коже, костях, камнях, дощечках и других материалах. Некоторые исследователи говорят, что эти записи были сожжены или уничтожены другим способом. В любом случае это было сделано ради искоренения разногласий при чтении Священного Корана. Именно тогда появились такие термины, как таухид ан-нас («объединение текста»), мусхаф имам («свиток предводителя») и мусхаф ‘Усмани («свиток ‘Усмана») (Хуррамшахи. Данишнамаи Кур’ан ва кур’анпажухи. Т. 2. С. 1635. Со ссылкой на: Рамйар. Тарихи Кур’ан. С. 407– 431). Этот полный свод был написан примитивным почерком куфи без точек над и под буквами и безо всяких огласовок. Они появились в переписанных экземплярах в течение следующих двух столетий (Там же. Т. 2. С. 1635).
Источник: Кораническая экзегетика: сб. статей / пер. с перс. Б.В. Норика; науч. ред. И.Р. Насыров, М.Е. Резван. – М.: ООО «Садра», 2020. – С. 15–18.