Слава о мудрых и искусных медиках Персии идет с незапамятных времен. На заре существования этой великой державы здешние врачи переняли лучшие знания у египетских лекарей, а потом многократно развили их. Медицинская школа была основана в городе Пасаргады еще в эпоху правления Ахеменидов.
Город Гондишапур был не только памятником победы царя Шапура I над римлянами, когда сам император Валериан был захвачен в плен. Он стал столицей империи Сасанидов, центром культуры и образования. Именно сюда приехала дочь императора Аврелиана, ставшая женой Шапура и царицей сасанидской Персии. В ее свите было два греческих врача, которые основали в столице медицинскую школу, и преподавали там, основываясь на учении Гиппократа.
А уже при царе Хосрове I город Гондишапур был знаменит на всю державу тем, что в нем было много врачей и естествоиспытателей. Здесь существовала настоящая медицинская академия, и всякий врач, прежде чем открыть свою практику, должен был сдать государственные экзамены и получить лицензию. Это был прообраз современной системы, принятой в большинстве стран мира.
«Разумеется, эта академия была научным учреждением, предназначенным для подготовки ученых, которые в сасанидский период занимались изучением медицины, врачебной практикой, преподаванием и работали в больнице»
Сейед Абутораб Сияхпуш. Бейт ал-хикма. История академии наук на Востоке
Кроме учебного заведения академия в Гондишапуре включала целый комплекс медицинских учреждений – больницу, фармакологическую лабораторию, тематическую библиотеку с отдельными помещениями для работы переводчиков. Царь Хосров охотно принимал в своей столице ученых из разных стран, в том числе и тех, кому пришлось покинуть родину из-за преследований. Здесь им создавались все условия для работы. Тогда многие ценные греческие и сирийские трактаты по медицине были переведены на персидский язык.
Более того, Хосров отправлял лучших персидских врачей в Индию и Китай, чтобы они узнавали о новых достижениях, покупали книги и приглашали оттуда ученых в Персию. Все исследования также переводились на персидский язык, в том числе индийские медицинские труды и китайские трактаты, посвященные лекарственным растениям.
«Члены семейства Бухтишу’ были выдающимися врачами Гунди-Шапура, пользовались особым доверием Харуна ар-Рашида и считались личными лекарями халифа и всей этой династии. Переводы медицинских трудов, распределение переводов для других переводчиков и проведение на их основе новых исследований были серьезным занятием представителей этой семьи в Доме мудрости. Гутас упоминает об их исследовательской работе и распределении ими переводов»
Сейед Абутораб Сияхпуш. Бейт ал-хикма. История академии наук на Востоке
В Гондишапуре впоследствии трудился Хунайн ибн Исхак ал-Ибади, который перевел на арабский язык труды великих медиков античности — Гиппократа и Галена. А Джибраил ибн Бухтишу в арабский период возглавил медицинскую академию Гондишапура и стал родоначальником целой династии знаменитых врачей.
Сам он вылечил от тяжелой болезни халифа аль-Мансура, основателя Багдада. Его внук, также звавшийся Джибраил ибн Бухтишу в 800 г. при халифе Харуне ар-Рашиде создал в Багдаде большую больницу. А правнук — Абусаид Бухтишу – был учителем Ибн Сины, который оказал огромное влияние на развитие медицинской науки во всем мире.
«Его большой труд по медицине «Канон» в течение многих лет считался важнейшим сборником медицинских знаний для западных врачевателей. Только в конце XV в. эта книга выдержала в Европе шестнадцать изданий, из которых пятнадцать было на латыни, а одно — на арабском языке. К этой книге написаны бесчисленные комментарии на латыни и арабском языке. Переиздания этого труда продолжались до второй половины XVII в.»
Али Акбар Велаяти. Исламская культура и цивилизация
Идея формирования профессионального сообщества, в том числе, и медицинского, связана именно с персидской традицией просвещения, которая была унаследована правителями средневекового арабского периода. Достаточно вспомнить знаменитый Дом мудрости в Багдаде. Он был основан в IX веке халифом ал-Мамуном, который пригласил в свою столицу ученых изо всех концов халифата и обеспечил им наилучшие условия для работы. В том числе, и врачей.
В Доме мудрости не только собирались для обсуждения своих работ специалисты — там трудились на постоянной основе люди, обладавшие умениями, без которых сохранение и распространение знаний в то время было бы невозможно. Каллиграфы, живописцы и переплетчики занимались созданием книг. Библиотекари ведали хранением уже готовой литературы, а также занимались реставрацией старинных рукописей. Более того, тут были искусные мастера, которые могли изготовить необходимые медицинские инструменты.
Методика защиты от инфекционных заболеваний тоже была развита персидскими врачами. Эта проблема была знакома древнему миру – достаточно вспомнить первую из зафиксированных в истории крупных эпидемий, так называемую «Афинскую чуму». Болезнь пришла из Египта и Ливии, проникнув в Аттику через порт Пирей. Среди ее жертв был знаменитый афинский законодатель Перикл. Поэтому внимание к защите от заразных болезней было неустанным, и уже в Средние века появились первые прививки и карантинные мероприятия.
Например, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази, родившийся в 865 году в персидском городе Рее, что недалеко от Тегерана, получил образование в Багдаде, вернулся в родной город, где обрел известность в качестве врача и возглавил собственную клинику. Потом он руководил медицинским учреждением уже и в самом Багдаде. Он первым стал применять гипс для лечения переломов и уменьшать кровопотерю путем зашивания глубоких ран обеззараженной органической нитью, которая потом сама рассасывалась в организме. Сейчас этот шовный материал известен как кетгут и применяется повсеместно.
Ар-Рази оставил ряд фундаментальных трактатов – прежде всего, это «Всеобъемлющая книга по медицине» («аль-Хави») и «Медицинская книга, посвященная Мансуру» в 10 томах. Они были переведены на латинский язык и стали на несколько веков главными энциклопедиями для европейских медиков.
«Европейцы научились у мусульман, как поступать при заболевании корью, чумой, восприняли их практические методы, в частности многие виды хирургических вмешательств».
Али Акбар Велаяти. Исламская культура и цивилизация
Среди работ Ар-Рази известна и книга «Об оспе и кори», в которой он описал не только симптомы этих заразных болезней, но и факторы их распространения. Им был сформулирован столь актуальный сейчас принцип самоизоляции во время эпидемии. Также он обратил внимание, что перенесшие эти заболевания потом имеют стойкий иммунитет к ним. Ар-Рази разработал метод прививания оспы, который успешно применял на практике. В Европу этот способ, известный как вариоляция, был привезен с Востока только в начале XVIII века.
В XIX веке заметно возросло население основных городов страны, прежде всего – Тегерана. Санитарное состояние столицы, сохранявшей черты средневекового города с узкими улочками и тесной застройкой, вызывало тревогу. Увеличение числа людей вызывало и потребность в обеспечении их медицинской помощью.
«Площадь Тупхане, построенная в середине XIХ в., включала в себя некоторые элементы и компоненты традиционного иранского города: рынок, правительственный дворец, мечеть и ворота, открывающиеся в сторону жилых кварталов. К старым элементам добавились такие новые, как здание телеграфа, здание горэлектросети, здание мэрии, здание полиции, новая больница и другие учреждения, придающие этой продолговатой площади новый облик».
Сборник «Современная иранская культура». Сост. М.М. Аль-Джанаби
По инициативе выдающегося иранского государственного деятеля Амир-Кабира, занимавшего пост визиря при Насреддин-шахе, началась реконструкция старого города. В числе необходимых общественных зданий была построена и новая больница на главной площади иранской столицы.
Автор: Алекс Бертран Громов
Источник: http://terraart.ru/?p=8732