К необходимым и фундаментальным знаниям, которые должны преподаваться человеку, в особенности в начале его молодости, относится самопознание. Важность и значение самопознания связано с его весьма эффективными и действенными последствиям и результатами, о которых ясно говорится в исламских преданиях.
Самопознание – это путь к познанию Аллаха:
مَنْ عَرَفَ نفسَه فقد عَرَفَ ربَّه
«Кто познает самого себя, тот познает своего Господа» (Мазандарани, Моула Мохаммад-Салех. Шарх-е Осул-е Кафи. Т. 3. Бейрут: Дар аль-ихйа ат-турас аль-‘араби, 1421 л.х. Т. 3. С. 23).
Заложение основ религиозности в человеке через самопознание является наилучшим методом религиозного и духовного воспитания человека. С другой стороны, самопознание служит основой для того, чтобы человек избегал совершения грехов и ошибок. Эти две функции обусловлены тем, что, познакомившись со своей сущностью и осознав свою бытийную неполноту, постигнув многие тайны и премудрости вселенной, человек приходит к пониманию существования мудрого Творца, который наделил его этой уникальной сущностью. В то же время человек, который познал себя и осознал свое преимущество по сравнению с другими творениями, существующими во вселенной, не собирается терять его просто так и променять его на преходящие и тленные радости грешной жизни. Поэтому одним из необходимых знаний, которые следует давать молодежи, является способность к самопознанию, в связи с чем Имам Али писал в своем письме Имаму Хасану:
يَا بُنَيَّ … وَ أَكْرِمْ نَفْسَكَ عَنْ كُلِّ دَنِيةٍ وَ إِنْ سَاقَتْكَ إِلَي الرَّغَائِبِ فَإِنَّكَ لَنْ تَعْتَاضَ بِمَا
تَبْذُلُ مِنْ نَفْسِكَ عِوَضاً وَ لَا تَكُنْ عَبْدَ غَيرِكَ وَ قَدْ جَعَلَكَ اﻟﻠﮧَُّ حُرّاً
«О сын мой!… Береги свою душу ото всяких низостей, даже если ведут они тебя к задуманной цели, ибо для чести утраченной не найдешь ты себе замены. И не будь рабом другого человека, в то время как Аллах сделал тебя свободным» (Нахдж аль-балага. Письмо № 31).
Из данного ценного назидания достопочтенного Али молодому Имаму Хасану четко следует, что, указав на важность души человека и сущность его сотворения, иначе говоря, обратив внимание на самопознание, он делает вывод о необходимости двух вещей: во-первых, воздержания от совершения грехов и ослушания Аллаха, а во-вторых, искреннего поклонения Аллаху, а это и есть два важных результата, на которые мы указали в самом начале.
Именно познание своей бытийной ценности удерживает человека от грехов, ослушания Аллаха и потворства своим страстям и низменным желаниям. Имам Хади говорит:
مَنْ هانَتْ عَلَيْهِ نَفْسُهُ فَلا تَأْمَنْ شَرَّهُ
«Кто низко себя ценит, от зла того ты не будешь в безопасности» (Аль-Маджлиси, Мухаммад-Бакир. Бихар аль-анвар. Бейрут: Дар аль-ихйа ат-турас аль-‘араби, 1403 л.х. Т. 75. С. 300. № 11).
Если мы хотим, чтобы наша молодежь была защищена от отклонений, то часть тех знаний, которые мы им даем, должна включать в себя вопросы самопознания, отвечающие ее интеллектуальному и ментальному складу.
В исламской педагогике акцент делается на двух основных составляющих содержания воспитания человека:
1) изучение вселенной и природы во всей ее божественной красоте и очаровании и имеющихся в ней явлений, что называется «афак» (горизонты);
2) изучение человека и познание сложностей, тонкостей и диковин, скрытых в человеческом бытии, что называется «анфус» (души). Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
سَنُرِ يهِمْ آيَاتِنَا فِي الْآفَاقِ وَفِي أَنفُسِهِمْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ الْحَقُّ أَوَلَمْ يَكْفِ بِرَ بِّكَ أَنَّهُ
عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
«Мы покажем им Наши знамения по свету (букв. в горизонтах – ар. аль-афак) и в них самих (букв. в их душах – ар. анфусихим), пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Сура «Фуссилат», аят 53).
В другом месте Аллах говорит:
وَفِي الْأَرْ ضِ آيَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَوَفِي أَنفُسِكُمْ أَفَلَا تُبْصِ رونَ
«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Сура «Аз-Зариййат», аяты 20–21).
Конечно же, из двух составляющих, о которых было упомянуто, более эффективная роль принадлежит второй.
Имам Али говорит:
المَعرِفَةُ بِالنَّفسِ أنفَعُ المَعرِفَتَينِ
«Самопознание есть самое полезное из двух видов познания» (Аль-Амади. Гурар аль-хикам ва дурар аль-калам / перс. пер. Мохаммад-Али Ансари. Кум: Дар оль-кетаб, б.д. Т. 2. С. 25. № 1675).
В пользу большей полезности самопознания приводятся аргументы, среди которых имеется и тот факт, что, в отличие от познания природы, самопознание опирается на созерцание и ничем не опосредованное знание, тогда как изучение феноменов природы и вытекающее из него знание – это приобретенное знание. Конечно же, продолжительность и влияние этих двух видов знания не одинаковы. Непосредственное знание более продолжительно, а поскольку оно естественным образом возникает в душе и сохраняется в виде созерцания, оно соединяет человека с объектом познания. По этой причине размышление над собой и самопознание делает человека нуждающимся в независимом, величественном и возвышенном существе.
Другой стороной большей полезности самопознания по сравнению с познанием окружающего мира являются последствия, которые влечет за собой это знание. Самопознание не существует отдельно от исправления человеческой души и ее деяний, иначе говоря, оно необходимо предполагает работу над собой и исправление самого себя, тогда как между самопознанием и познанием окружающего мира такой необходимой связи нет.
Познание молодости, а также многих возможностей, способностей и достоинств этого периода жизни представляет собой весьма важное средство воздержания от грехов и понимания ценности добродетельных и хороших поступков. Именно поэтому в сборниках преданий среди прочих вещей, на которые наши непорочные предводители явным образом обращали наше внимание, были также значение и ценность молодости, а также человеческие способности и возможности в этот период. Как уже было отмечено в первой главе, молодость представляет собой одно из таких благ, ценность которых остается непознанной для человека, и он осознает их важность лишь тогда, когда теряет их.
Молодость – это период расцвета и плодотворного раскрытия способностей человека, время самых прекрасных моментов человеческой жизни, приятная и сладостная пора. Ее внешнее цветение, красота и очарование приковывают к себе всеобщее внимание, и мало кто задумывается о глубинном смысле этого блага, а потому дни молодости сменяются днями сожаления и горечи. По этой причине нужно просвещать людей относительно важности молодости.
Разумеется, когда молодой человек осознает значимость и ценность молодости, он с большей степенью вероятности будет планировать свою жизнь и стараться как можно плодотворнее воспользоваться этим шансом, не станет с легкостью тратить столь драгоценный период своей жизни на пустые вещи, будет более динамичным, активным и целеустремленным, посвятив себя получению и других знаний, о которых будет сказано далее.
Источник: Хаджидехабади Мохаммад-Али, Хосейнизаде Сейед Али. Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий / Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина. — М.: ООО «Садра», 2015. — C. 124 — 128.