Священный Коран был ниспослан для того, чтобы осуществлять водительство людей, просвещать их мысли и воспитывать их дух и умы. В то же время Коран указывает, как правильно решать проблемы, что возникали на разных стадиях провозглашения ислама, а также разъясняет заслуживающие ответа вопросы, которые Пророку задавали верующие и прочие люди. Мусульманское Священное Писание дает оценку происшествиям и событиям, которые случались в жизни людей, объясняя их с точки зрения дела Посланника Аллаха и ислама.
В связи с этим айаты Священного Корана разделились на две части: одна из них – айаты, которые были ниспосланы в эпоху божественного вдохновения, когда и запечатлелись следы их ниспослания, – ради наставления, воспитания и просвещения, без какой-либо конкретной причины. Это такие айаты, в которых изображается Последний Час этого мира, рисуются картины воскрешения мертвых, сцены райского блаженства и адских мук. Аллах Всевышний ниспослал эти айаты, дабы дать через них наставление, не отвечая в то же время ни на какой вопрос, не предлагая решения какой-либо проблемы или объяснения некоему тогдашнему событию.
Вторая часть – это айаты, которые были ниспосланы в эпоху божественного вдохновения в силу некоей насущной причины, требовавшей ниспослания Корана. То могла быть какая-либо проблема, представшая перед самим Пророком или перед проповедью ислама. Такая проблема требовала разрешения или ответа на некий вопрос. В другом случае следовало прокомментировать какое-нибудь событие. Причины, потребовавшие ниспослания Корана, именуются «причинами ниспослания».
Таким образом, «причины ниспослания» – это некие явления, имевшие место в эпоху божественного вдохновения, явления, в связи с которыми происходило ниспослание божественного вдохновения. Одним из подобных явлений было связано с тем, что лицемеры-мунафикун построили мечеть ради соперничества, возбуждения смуты. Такая попытка, совершенная лицемерами-мунафикун, стала проблемой, с которой столкнулась проповедь ислама, и вызвала ниспослание божественного вдохновения – ведь явилось речение Всевышнего: «А о тех, которые устроили мечеть из соперничества, из неверия…» (Коран, 9:108) – до конца айата (см. Тафсир ал-Кумми. 1:305).
Другой пример – вопрос, заданный неким из людей Писания о духе, исходящем от Пророка. Было решено божественной Премудростью, чтобы на этот вопрос был дан в Коране ответ, – и ниспослано было речение Всевышнего: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знание только немногого» (17:87). Таким образом, заданный Пророку вопрос сделался одной из причин ниспослания.
Другой подобной причиной ниспослания был ответ, данный некоторыми иудейскими учеными мужами, когда тех спросили мекканские язычники: «Кто идет более верным путем – Мухаммад со своими сторонниками или мы?». Они же, хитро скрыв свои чувства, сказали мекканцам: «Вы идете более верным путем, нежели Мухаммад и сторонники его», – хотя и знали об описании пророка, содержащемся в их Священной Книге, которое соответствовало Мухаммаду. Он же взял с тех ученых мужей обещание, что они не скроют этого описания. Такое деяние носило возмутительный характер и привело, как сообщается в ряде преданий, к ниспосланию речения Всевышнего: «Разве ты не видел тех, которым дарована часть писания, – они веруют в джибта и тагута и говорят о тех, которые не веровали: «Эти – вернее путем, чем те, которые уверовали» (4:54) (Ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. 4:363–367).
Подобного рода проблемы возникали в эпоху божественного вдохновения. Они были поводом для нисхождения вдохновения. В силу этого обстоятельства такие проблемы сделались причинами ниспослания Корана.
В свете того, о чем мы писали выше, давая определение причинам ниспослания, следует отметить, что события истории миновавших народов, рассматриваемые Священным Кораном, не относятся к причинам ниспослания, так как заключают в себе исторические проблемы, предшествовавшие эпохе божественного вдохновения, и не являются деяниями, произошедшими во времена проповеди Пророка и требовавшими ниспослания Корана. Таким образом, мы не можем считать житие Йусуфа, сговор против него братьев, его спасение и торжество над братьями причиной ниспослания суры «Йусуф» (12). То же самое касается и прочих пассажей Корана, где говорится о пророках былых времен и народах, к которым они принадлежали. Такие отрывки чаще всего оказываются включенными в первую часть Корана, которая была ниспослана первоначально и не была связана с конкретными причинами ниспослания. (Некоторые ученые предложили именовать такие поводы для ниспослания «делами ниспослания». Разницу между «делом ниспослания» и «причиной ниспослания» емко объясняет шейх Хади: «Различие между причиной и делом в терминологическом отношении заключается в следующем: первая обозначает недавнюю проблему, вызванную только что случившимся происшествием, второе – совершившееся событие, будь то недавнее или давнишнее. Это вполне определенный и несомненный термин» (Талхис ат-тамхид, 1:113). Иными словами, шейх Хади полагает, что дело имеет более общий характер, чем причина. Вместе с тем, немалое число знатоков Корана полагают эти два понятия идентичными, не видя между ними никакой разницы.)
Источник: Ат-Тасхири, Мухаммад Али. Коран в культуре мусульманских народов / сост. Тахсин ал-Бадри; пер. с араб. Д.В. Микульского, Ф.О. Нофала; науч. ред. Д.В. Микульский. – М.: ООО «Садра», 2018. – С. 41–43.