Коранический термин тилават является производным от глагола та-ла-а, что означает «читать» (ал-Байхаки. Т. 1. С. 99). Согласно Ибн Фарису, это слово имеет лишь одно значение, т. е. «следовать», а поскольку при чтении Корана айаты следуют друг за другом, постольку оно называется тилават ал-Кур’ан (см. статью «та-ла-ва».). Ар-Рагиб ал-Исфахани тоже указывает на этот смысл и добавляет, что тилават – это «чтение Корана и размышление над его смыслом» (см. статью «та-ла-а» (алиф максура)). Также он отмечает, что это слово употребляется только в отношении небесных [«Священных»] книг, в отличие от слова кира’ат, которое имеет общий характер. Однако, согласно Ибн Манзуру, в некоторых случаях это слово также имеет общий характер (см. статью «та-ла-а» (алиф мамдуда). 115 Коран, 2:44). И толкователи Корана отмечают, что отглагольное существительное тилават означает «чтение», а сам глагол в принципе – «следовать». В качестве примера можно привести ат-Туси и ат-Табарси (2:44) , а также Табатаба’и (Т. 5. С. 298), которые считают тилават чтением потому, что при этом буквы следуют друг за другом (см.: ат-Туси. Комментарии к 121-му айату суры «Корова»). Следующее разъяснение ат-Туси и ат-Табарси также очень интересно. «Чтение называют тилаватом, так как при этом буквы произносятся последовательно друг за другом. Также его называют кира’атом потому, что при этом буквы соединяются между собой» (корень ка-ра-’а в принципе означает «собираться»).
Само слово тилават упоминается в Священном Коране лишь однажды (2:121), но производные от него упоминаются более пятидесяти раз (см.: ‘Абд ал-Баки. Статья «та-ла-а» (алиф мамдуда)). Разница между кира’атом и тилаватом заключается в том, что в первое слово означает механическое чтение, а второе – чтение, размышление и уразумение (см.: ал-Мавсу’а ал-фикхийа. Т. 13. С. 250–260).
Слово тилават и производные от него слова употреблены в Священном Коране там, где необходимо следовать предписаниям айата (ар-Рагиб ал-Исфахани. Там же). Тилават Корана имеет несколько степеней, наивысшая из которых называется «право тилавата» (Коран, 2:121; Нахдж ал-балага. Проповедь 110; ‘Али ибн Хусайн. С. 458. Молитва 47). Ученые расходятся во мнениях в определении «права тилавата». Одни говорят, что это смиренное и убежденное следование читаемому без каких-либо искажений и отклонений. Ал-Калби пишет, что это представление рая и ада при чтении соответствующих айатов, моление о вступлении в рай и спасении от ада. Другие утверждают, что «право тилавата» – это вдумчивое чтение Корана, соблюдение предписаний ясных айатов и верование в иносказательные (сс-Суйути. Т. 1. С. 111; ал-Кашани. Т. 1. С. 290).
Согласно одному из преданий от пророка, имама ‘Али и имама Джа‘фара ас-Садика, «право тилавата» – это когда человек читает Коран вдумчиво и следует его наказам должным образом (Нахдж ал-балага. Проповедь 182; Варрам. Т. 2 . С. 236; Суйути. Там же). Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Муджахид ибн Джабр и ал-Хасан ал-Басри разъясняли «право тилавата» как полное следование Корану, стремление к дозволенному и избегание запретного (ат-Туси. Т. 1. С. 441; ат-Табарси. Т. 1. С. 198; Абу ал-Футух ар-Рази. Т. 2. С. 135). В самом Коране несколько раз подчеркивается достоинство тилавата, в том числе в 29-м айате 35-й суры «Творец» говорится, что истинный тилават – это выгодная торговля.
Благородный пророк и непорочные имамы не раз в своих изречениях побуждали людей к тилавату. В одном из хадисов пророка сказано, что тилават Корана – это свет и благодать (Ал-Кулайни. ал-Кафи. Т. 2. С. 610). Пророк также наказывал имаму ‘Али тилават Корана (Ибн Бабавайх. Т. 4. С. 188), поэтому в сто десятой проповеди «Нахдж ал-балага» уже сам имам поощряет людей к этому.
В некоторых айатах и многих хадисах указываются нормы тилавата и кира’ата Корана. В целом они делятся на внешние и внутренние нормы (ал-Мавсу‘а ал-фикхийа. Т. 13. С. 252–253; 255–256). Некоторые внешние нормы состоят из следующего. Совершение омовения (ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 89. С. 213), искание защиты у Бога (16:98), красивое (ал-Кулайни. Т. 2. С. 616; ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 89. С. 190–195) и чувственное чтение (ал-Кулайни. ал-Кафи. Т. 2. С. 614), молчаливое слушание чтения другого человека (7:204), соблюдение святости Корана и его систематический тилават (ал-Кулайни. ал-Кафи. Т. 2. С. 614), соблюдение всех правил фонетики и рецитации (73:4) (ал-Хувайзи. Нур ас-сакалайн. Т. 4. С. 15). А часть внутренних норм – это искренность (ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 89. С. 184), благоговение (57:16) (там же. С. 210), вдумчивость (38:29; 47:24) (там же. С. 211) и исполнение Божьих предписаний и установлений (Нахдж ал-балага. Проповедь 182; ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 89. С. 185).
О нормах и пользе тилавата Корана написано много книг на самых разных языках, в том числе на арабском и персидском (например, см.: Бука’и. Т. 1. С. 4–6; Т. 4. С. 1275–1276, 1386, 1454; Т. 7. С. 2858–2859).
Карим Давлати
Список литературы
Священный Коран.
‘Абд ‘Али ибн Джум‘а Хувайзи. Нур ас-сакалайн [«Свет двух драгоценностей»]. Кум: «Хашим Расули Махаллати», 1383–1385 г. с. х.
‘Али ибн Аби Талиб. Нахдж ал-балага [«Путь красноречия»]. Бейрут, «Субхи Салих», 1967.
‘Али ибн Хусайн. ас-Сахифат ас-саджадийа [«Книга молитв ас-Саджада»]. Кум: «Мухаммад Джавад Хусайни Джалали», 1380 г. с. х.
Абу ал-Футух ар-Рази. Равд ал-джинан ва рух ал-джанан фи тафсир ал-Кур’ан [«Дуновение рая и [божественное] дыхание на души [людские]». Мешхед: «Мухаммад Джа‘фар Йахакки и Мухаммад Насих», 1365–1376 г. с. х. ал-Мавсу‘а ал-фикхийа. Т. 13. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1988.
Ахмад ибн ‘Али ал-Байхаки. Тадж ал-масадир [«Корона источников»]. Тегеран: «Хади ‘Алимзада», 1366–1375 г. с. х.
Ибн Бабавайх. Китаб ман ла йахдуруху ал-факих [«Тот, у кого нет доступа к факиху»]. Кум: «‘Али Акбар Гаффари», 1404 г. х. Ибн Манзур. Лисан ал-‘араб [«Язык арабов]. Ибн Фарис.
Ал-Кулайни. ал-Кафи [«Достаточный»].
Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар.[«Моря света].
Мас‘уд ибн ‘Иса Варрам. Танбих ал-хаватир ва нузхат ан-навазир (Маджму‘ат Варрам) [«Напоминание о важном и отрада в редкостных диковинках»]. Тегеран: «‘Али Асгар Хамид», 1376 г. с. х.
Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. ал-Му‘джам ал-муфахрас ли-алфаз ал-Кур’ан ал-карим [«Конкорданс благородного Корана»]. Каир, 1364 г. с. х.
Мухаммад Хасан Бука’и. Китабнамаи бузурги Кур’ани Карим [«Великая книга – благородный Коран»]. Тегеран: 1374 г. с. х.
Фатх Аллах ибн Шукр Аллах ал-Кашани. Минхадж ас-садикин [«Путь праведных»]. Тегеран: «‘Али Акбар Гаффари», 1385 г. с. х.
Хусайн ибн Мухаммад ар-Рагиб ал-Исфахани. ал-Муфрадат фи гариб ал-Кур’ан [«Словарь коранической лексики»]. Тегеран: «Мухаммад Саййид Килани», 1332 г. с. х.
Печатается по: Энциклопедия исламского мира, Т. 7. С. 13–15. http://encyclopaediaislamica.com/madkhal2.php?sid=3819
Источник: Кораническая экзегетика: сб. статей / пер. с перс. Б.В. Норика; науч. ред. И.Р. Насыров, М.Е. Резван. – М.: ООО «Садра», 2020. – С 90–93.