Всем известно, что Коран не является историческим текстом, будучи при этом древнейшим документом в истории ислама. Поэтому он заслуживает самого серьёзного внимания с точки зрения истории. Одной из отраслей коранистики является учение об обстоятельствах ниспослания айатов (асбаб ан-нузуль). Суть этого учения сводится к тому, что различные вопросы, настойчивые просьбы, требования, споры, проблемы и затруднения, возникавшие в жизни арабов, современных эпохе Пророка и ниспослания Корана, по воле Аллаха нашли своё отражение в Священном Коране. Иногда здесь даже давались ответы на эти вопросы. В Коране мы читаем, как у Пророка спрашивали о сиротах — о том, как себя вести с ними и как управлять их имуществом, или о том или ином виде наследства (калала). Иногда даже задавались довольно простые, обыденные вопросы, например, о регулах у женщин или о том, почему луна иногда тонкая, а иногда полная. О таких же важных вопросах, как войны, переселение Посланника Аллаха из Мекки в Медину (хиджра) и прочих значимых событиях и говорить не приходится. Некоторые из подобных вопросов и обращений, обычно называемых в Коране словом истифта, порождали ответы в Священной Книге. Итак, это первый вид связи коранических айатов с исторической эпохой раннего ислама. Существует и другой вид, представляющий собой тайные и явные указания Всевышнего на события и проблемы, связанные с жизненными обстоятельствами Пророка. Сюда входят даже вопросы, касающиеся его жён, и обыденные события. Например, однажды Пророк запретил себе вкушать один из видов любимой им пищи — вероятно, мёд, или воздержался от общения с одной из своих жён. Тогда был ниспослан коранический айат, наставляющий Мухаммада и отвергающий его деяние. Далее. Весьма многочисленны в Коране указания на различные войны, например, битву при Ухуде, битву при Бадре, битву при Хунайне, битву с бану надир (иудейское племя Йасриба/Медины), или указания на Худайбийский мир (мир, за ключённый между Пророком и его последователями, направлявшимися в паломничество к Дому Божьему, и арабами, не принявшими ислам и препятствовавшими входу Мухаммада в Мекку для совершения поклонения и жертвоприношения; в конце концов был заключён мирный договор при условии позволения провести мусульманский хадж в следующем году), на мирное завоевание Мекки в последние годы жизни Посланника Аллаха — всё это и многое другое отражено в Коране. Кроме того, имеется немало указаний на народы, жившие в предшествующие эпохи, например, на ‘адитян и самудян, царя Зу-л-Карнайна, «людей пещеры» (асхаб ал-кахф), «людей рва» (асхаб ал-ухдуд) — некоторые из них являются историческими, некоторые мифологическими, но ни один историк не может обойтись без исторических аллюзий, заключённых в Священном Коране.
Источник: Хуррамшахи Баха ад-Дин. Корановедение (очерки о Коране и его роли в формировании культуры) / пер. с перс. Б. Норика; научн. ред. И.Р. Насыров – М.: ООО «Садра», 2016. – С. 22–23.