Среди культурного наследия Ирана и стран, издавна находившихся в сфере влияния древней персидской цивилизации, важное место занимает музыкальная традиция maqām, всестороннему исследованию которой и посвящено данное научное издание. Это искусство, основанное на текстомузыкальных композициях, в течение многих веков передавалось исключительно в устной форме. Только в XIX веке начались первые попытки зафиксировать эти композиции в виде европейской нотной записи. Но при этом теоретическая сторона искусства maqām разрабатывалась давно, ее родоначальником принято считать Сафиаддина Урмави, персидского музыканта, композитора, поэта и каллиграфа, жившего в XIII веке. Он оставил два трактата, посвященных теории музыки — «Китаб аль-адвар» и «Рисалейи-Шарафийя», определил звукоряд около 20 произведений maqām и некоторые из них смог записать по собственной системе.
Важный вклад в развитие этого искусства внес и еще один персидский поэт и композитор — Абдулгадир Мараги (1353—1435), придворный музыкант багдадских халифов. Довелось ему служить и в Самарканде при дворе легендарного завоевателя Тимура, который в своем указе назвал его падишахом среди музыкантов. Абдулгадир Мараги написал несколько трактатов, в которых подвел под maqām обширную теоретическую базу, описал 24 ладовых звукоряда, представил подробное описание различных музыкальных инструментов и способов игры на них.
А в целом трактат о музыке является настолько примечательным явлением средневековой восточной литературы, что в книге ему уделено особое внимание. Представлено сразу два образца этого классического жанра — перевод трактата о музыке Фахр ад-Дина Рази (XII―XIII вв.) и первое издание русского перевода трактата о музыке Анонима XIV в. («Мухаммад Нишапури»), снабженные подробными комментариями.
«…на территории государства Сасанидов существовала развитая музыкальная традиция, а музыка, исполняемая при дворе правящей династии, сопровождала каждый шаг правителей от утренней трапезы до вечерней молитвы, включая охоту, прием гостей, гимнастические упражнения и многое другое, что предполагало определенный набор мелодий, специальный инструментарий и группы музыкантов.
<…> Г. Дж. Фармер (1882—1965) полагает, что классические музыкальные традиции Сасанидов были заимствованы по всей территории исламского мира вместе с институтом профессиональных музыкантов-мужчин; разнообразием струнных щипковых и смычковых инструментов, адаптированных к новым условиям вместе с арабскими названиями, такими как ‘ūd (в прошлом — персидский barbaṭ); метрически свободным стилем пения, адаптированным арабами под названием ġinā’ raqīq, или «изящное пение» (к сожалению, некорректно определяется как «импровизация»); искусством пения под инструментальное сопровождение; различными формами ансамблевого музицирования; богатым песенно-мелодическим музыкальным «словарем».
Кроме перечисленных выше факторов заимствованию подлежал целый ряд более частных явлений, в том числе связанных с Барбадом (VI—VII вв.), придворным музыкантом сасанидского царя Хосрова Парвиза II (591—628), известным даже в самых отдаленных уголках арабского халифата, далеко за пределами дворцовой жизни Ктесифона, располагавшегося в нескольких десятках километров от будущего Багдада».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1358