В книге, вышедшей под эгидой Института философии РАН, собраны научные статьи современных авторов, где рассматриваются вопросы, связанные с темой революционных изменений. Причем сферы, в которых эти перемены наблюдаются и анализируются, могут быть самыми разными – от собственно революции как социально-политического явления, меняющего характер государственного устройства, до научных дискуссий, способствующих появлению и утверждению новых взглядов на ту или иную проблему.
Затронута также тема революционных прорывов и плавного эволюционного развития искусства и поэзии. Например, статья Т.Х. Стародуб «Приспособление или усвоение? Пути стилевого развития изобразительного искусства Арабского халифата» посвящена тому, как органично вписывались в арабскую традицию элементы других культур. М.Л. Рейснер в материале «Древнеиранские концепты и топосы в персидской классической поэзии (к проблеме культурной преемственности)» показывает, что иранская литературная традиция развивалась таким образом, что даже после арабского завоевания сохранила многое из наследия зороастрийской эпохи.
Ряд статей посвящен поэту и общественному деятелю Мухаммаду Икбалу. Н.И. Пригарина и Л.А. Васильева в статье «Революция в философии и поэзии Мух̣аммада Ик̣бала (опыт когнитивно-дискурсивного анализа)» исследуют революционное начало в его произведениях. А.А. Лукашев в работе «Я — Истина» Манс̣ура ал-Х̣алладжа в понимании Шабистари и Ик̣бала» анализирует, как в творчестве Икбала получали новое осмысление литературные и философские памятники классического наследия Ирана.
В работе Ю.Е. Федоровой «Монотеистическая идеология Муртазы Мут̣аххари: революция или эволюция?» рассматривается мировоззрение видного иранского мыслителя ХХ века и те обоснования, которые он выдвигал в пользу необходимости революционных изменений в иранском обществе, а также его взгляды на идеальное государственное устройство. К примеру, Муртаза Мут̣аххари утверждал, что даже идеальное государство нуждается в правителе. Однако он не считал возможным признавать в этом качестве последнего иранского шаха.
«Тем не менее шаха Пехлеви — фактического главу Ирана — в роли исламского правителя он не видел, что было вполне объяснимо. Социально-экономические реформы шаха Пехлеви (т.н. белая революция), его курс на модернизацию по западному образцу и, как следствие, снижение роли религии в общественной жизни Ирана — все это вызывало резкое неприятие у религиозных деятелей, к числу которых принадлежал и Мут̣аххари. Однако он был твердо убежден в том, что правитель обязательно должен быть, т.к. без него невозможно существование общества».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1373