Воскресенье, 10 ноября, 2024
ДомойСМИ о нас2020TERRAART о сборнике статей «Музыка в контексте ислама: традиции Ирана»

TERRAART о сборнике статей «Музыка в контексте ислама: традиции Ирана»

Книга представляет собой сборник научных статей, посвященных различным вопросам истории традиционной иранской музыки. Авторы сборника затрагивают и многие другие исторические аспекты, поскольку музыка очень тесно переплетена с традиционным укладом жизни. В нем она не столько служит для развлечения, сколько является смысловым и мелодическим дополнением к большинству важнейших событий.

Ведущие ученые-музыковеды рассказывают в этой книге о городах, которые являлись центрами развития и распространения музыкальной культуры. Они показывают тесную связь научных и творческих школ Нишапура и Бухары в домонгольский период и роль, которую эти традиции сыграли в формировании так называемой хорасанско-мавераннахрской школы практической науки о музыке. Нишапур, один из крупнейших городов Хорасана, в средние века славился великолепием своих садов, но главное – тем, что в нем обитали многие видные ученые. Здесь жил и трудился Имам Мухаммад Газали, автор знаменитых трактатов «Воскрешение наук о вере» и «Философский камень счастья», в которых философскому значению музыки и ее влиянию на слушателей уделено особое значение. До сих пор эти сочинения по оригинальности и яркости мыслей, высказываемых автором, считаются выдающимися образцами классической исламской мысли.

«Нишапур был крупным центром городской музыкальной жизни на Среднем Востоке. Музыкальное искусство города развивалось в русле древних хорасанско-мавераннахрских (хорасанско-среднеазиатских) традиций, и, как уже было отмечено, периодически находилось в едином культурном пространстве с Бухарой. В первые века ислама Нишапур был одним из «пунктов рекрутирования» музыкантов для пополнения штата элитных музыкантов при дворах халифов и «музыкальной богемы» в городских центрах арабского халифата. На невольничных рынках Нишапура выставлялись для продажи профессиональные певицы, владевшие игрой на музыкальных инструментах. Их искусство – продолжение традиций доисламского женского музицирования, богато развитого (судя по огромному иконографическому материалу) в историко-культурных областях Средней Азии. Сохранился рассказ о покупке известным суфийским шейхом Абу Са‘идом Абу-л-Хайром Майхани (967–1049) за тысячу динаров рабыни-музыкантши (певицы, играющей также на арфе – чанг) и ее последующем освобождении».

Именно в Нишапуре учился великий персидский поэт, астроном и математик Омар Хайям. Его перу принадлежат не только знаменитые поэтические притчи, но и сочинение о математическом обосновании интервалов в теории музыки. Здесь же в Нишапуре Мухаммад ал-Хорезми написали свои «Ключи к наукам», где есть и глава о музыке. Ал-Хорезми описывал в ней термины, которые были в ходу у тогдашних профессиональных музыкантов, и самые распространенные музыкальные инструменты.

Источник: http://terraart.ru/?p=9807

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ