Старинная музыка Востока и в наши дни волнует сердца слушателей. Эта книга состоит из множества научных статей, посвященных самым разным аспектам истории музыкального искусства и его философскому значению, а также теории музыки, которую разрабатывали видные ученые и поэты прошлого. Так, Омар Хайям был автором не только знаменитых стихов, но и трактата о математическом подходе к музыкальным интервалам.
Правители государств, существовавших на территории современного Ирана и сопредельных земель, как правило, любили, чтобы музыка услаждала их слух не только на торжествах, но и в повседневности. В первое время после арабского завоевания халифы неодобрительно относились к персидской традиции пения и музицирования. Но вскоре новые владыки переняли характерную для Персии роскошь обстановки, одеяний и пиршеств, оценили изысканное искусство развлечений. Йазид б. Муавийа из династии Омейядов стал первым арабским правителем, одобрявшим широкое распространение музыки и пения. Впоследствии халифы Омейядской державы покровительствовали музыкантам и певцам, обеспечивая им высокий статус. А некоторые владыки, как халиф Валид б. Йазид, не только наслаждались музыкой, но и сами стали авторами известных мелодий.
К моменту, когда власть перешла к следующей династии халифов – Аббасидам – музыкальное искусство занимало в жизни правителей и их ближайшего окружения важное место. Музыканты и певцы сопровождали последних Омейядов не только во время празднеств и путешествий по стране, но и в военных походах. В середине VIII века после решающей битвы с Омейядами победившее войско Аббасидов захватило среди других трофеев множество музыкальных инструментов.
«Особый аспект персидской модальной системы проявлялся в ее соединении с рядом внемузыкальных явлений, таких как звезды, времена года, или часы дня и ночи. Музыканту напоминали, чтобы он выбирал песню или лад в соответствии с характером и состоянием слушателей, их возрастом, внешностью, статусом и происхождением. О воздействии музыки говорили в своих книгах Абу Йусуф Кинди, его ученик Абу Зайд Балхи, Ибн Хинду Нишабури, который был учеником Абу Зайда во втором поколении, а также более поздние авторы. На персидском языке эта тема была впервые затронута в «Кабус-нама» («величайшее искусство музыканта — соответствовать натуре слушателя») и вплоть до конца Сефевидской династии считалась неотъемлемой частью музыкальной практики. Не позднее XIII века псевдонаучная связь между двенадцатью зодиакальными знаками, двенадцатью основными ладами, двенадцатью частями тела и часами дня и ночи была превращена в систему музыкальной диететики и музыкальной терапии, просуществовавшей до XVI века».
Источник: http://terrabooks.ru/?p=1389