Грандиозная поэма «Шахнаме» — одно из самых примечательных литературных произведений в культурной истории человечества. Она была создана персидским поэтом Фирдоуси на рубеже Х-ХI веков.
Поэт и султан
О написании «Шахнаме» существует множество преданий. Одно из самых известных гласит, что султан Махмуд из династии Газневидов, не сумел оценить по достоинству произведение, которое Фирдоуси по обычаю тех времен посвятил этому правителю. И вознаграждение поэт получил ничтожное, а когда до султана дошли слухи, что автор поэмы недоволен такой скаредностью, Махмуд Газневи пригрозил ему казнью.
Тогда Фирдоуси пришлось покинуть родной город Тус и искать прибежища у других властителей на территории бывшей Персидской империи. Он написал к поэме сатирическое дополнение, высмеивающее султана Махмуда. Согласно одной из легенд, этот текст выкупил у автора – заплатив по 1000 серебряных монет за каждый стих — некий князь, который был вассалом султана и опасался, что до того дойдут насмешливые слова.
Дальше легенды повествуют, что в конце жизни поэт вернулся в родной город. В это же самое время скупой султан случайно услышал от своего вельможи звучные строки «Шахнаме», осознал, что когда-то посвященная ему поэма уже знаменита на весь Иран и распорядился отправить Фирдоуси щедрую награду. Но караван, доставивший в Тус подарки и 60 тысяч серебряных – а в некоторых версиях предания даже золотых! – монет, уже не застал гениального поэта в живых.
От начала времен
Современный иранский писатель Мохаммад Реза Юсефи создал по мотивам знаменитой эпической поэмы Фирдоуси оригинальный цикл произведений, адресованных в первую очередь юным читателям. Серия книг «Шахнаме» дает возможность познакомиться с основными сюжетами и действующими лицами этого эпического произведения.
К примеру, книга «Первый в мире царь» навеяна самыми первыми главами, в которых гениальный поэт мастерски передал древние предания о великой битве света с тьмой. Однажды воплощение тьмы — Ахриман вознамерился погрузить землю во мрак и выпустил своих прислужников-дэвов. Они кинулись преследовать людей и швырять в них большие камни. Женщины и дети в ужасе бросились искать спасения в пещерах, а мужчины тщетно пытались обороняться. Но на помощь людям пришел великий герой Кейумарс. Он был избран первым царем.
Однако зло было повержено, но еще не изгнано совсем с лица Земли. И новому правителю, царю Джамшиду, у которого была верная помощница – мудрая белая птица Сепида – пришлось вновь выходить на битву с порождениями темных сил.
«Дэв войны не выносил мирной, радостной жизни. Словно молния проникал он в умы царей, внушал им злобу и ненависть и так распалял их гнев, что они отправлялись воевать друг с другом. Дэв радовался этому и прибавлял им силы, чтобы война длилась подольше. Царь Джамшид напал на крепость, в которой жил Дэв войны, и они шесть дней и ночей бились друг с другом. На седьмой день царь Джамшид одолел дэва, и повсюду воцарился мир».
Мохаммад Реза Юсефи. Первый в мире Навруз
Вот только самому Джамшиду, как писал Фирдоуси, выпала горькая участь впасть в увлечение роскошью и потерять из-за этого свой трон. Власть захватил тиран Заххак, у которого из каждого плеча росло по змее. День за днем он требовал человеческих жертв. В конце концов люди во главе с кузнецом Кави восстали, свергли Заххака и возвели на престол правнука Джамшида – Ферейдуна.
Три царских сына
Этот владыка установил в Иране и окрестных землях прочный мир, его держава процветала. У царя было трое сыновей, и он позвал звездочетов, желая узнать, как сложатся их судьбы. Те сказали, что судьбы старших царевичей выглядят благополучно, но вот младшему грозят зловещие знамения, из которых следует, что все братья будут воевать друг с другом. Потрясенный царь Ферейдун начал расспрашивать своих советников, как предотвратить такую беду. И сказали мудрецы, что лучше всего будет разделить будущее наследство между царевичами прямо сейчас, чтобы каждый из них воцарился в своем уделе.
«Сальм с большим войском отправился в румские леса, Тур с несметными дружинами — в туранские степи, а Ирадж сел на иранский престол. Через некоторое время Сальм увидел, что весь Рум покрыт лесами и там невозможно заниматься земледелием. Тур увидел, что Туран — это солончаковые и песчаные степи, где не идут дожди.
Тогда они встретились и вместе написали царю Ферейдуну гневное письмо, в котором сказали:
— Ты любишь Ираджа больше, чем нас, но мы огнём и мечом отберём у него Иран!
Царь вспомнил слова звездочёта. Неужели начинает сбываться зловещее предсказание! Неужели его сыновья будут воевать друг с другом! Но Ирадж хотел только добра. Он оседлал коня и отправился к своим братьям…»
Мохаммад Реза Юсефи. Сальм, Тур и Ирадж
Увы, пророчество сбылось – Ирадж погиб от рук братьев. Началась долгая война, в итоге царем Ирана стал внук Ираджа – Манучехр. Он сумел отомстить за деда, но ему приходилось постоянно воевать, обороняя свои границы. И тут настало время для появления одного из самых знаменитых героев «Шахнаме» — великого воина Рустама. Обстоятельства его рождения были необычными, а история любви родителей будущего богатыря – захватывающе драматичной.
Заль, Рудабе и птица Симург
В своей поэме Фирдоуси собрал и заново переосмыслил множество народных преданий не только о древних царях и великих героях, но и об удивительных существах. К примеру, важнейшее место в древнем иранском эпосе занимает Симург – птица, подобная обликом благородному соколу, но с головой пса или льва. Она является в легендах хранительницей мудрости и знаний. Фирдоуси писал, что она воспитала сына Сама, правителя Систана. Этот мальчик получил имя Заль. Он родился альбиносом, что очень испугало всех, кто видел младенца, в том числе и самого отца, который приказал оставить ребенка на безжизненных склонах горного хребта Эльбурс.
И, казалось, Заль был обречен на гибель, но его плач услышала птица Симург, которая унесла малыша к себе в гнездо, обогрела и вырастила. Когда Заль подрос, Симург стала рассказывать ему об окружающем мире, о прошлом и настоящем, щедро делясь своей мудростью. Однако, став взрослым, он захотел вернуться к людям. Симург была опечалена таким решением, но отпустила приемного сына. На его долю выпали нелегкие испытания…
«…когда на восточных границах Ирана начиналась война с Тураном, в княжестве Кабул встретились юноша по имени Заль и девушка по имени Рудабе. Они полюбили друг друга с первого взгляда и поклялись друг другу в вечной любви и верности. Но не все поддерживали их чувство. Беда была в том, что принадлежали они к враждующим родам: Заль был сыном Сама, правителя Систана, вассала иранского царя Манучехра, а Рудабе — правнучкой Заххака, который когда-то причинил много зла Ирану»
Мохаммад Реза Юсефи. Имя и род любви
И все-таки Заль смог доказать и отцу и суровому царю Манучехру свое право на любовь к Рудабе. Когда же настало время появиться на свет их сыну, то оказалось, что наследник слишком велик, чтобы его рождение прошло благополучно. Однако благодаря помощи птицы Симург ребенок благополучно явился в мир. Это и был будущий великий герой Рустам.
Рустам и его сын
…Наследник царя Манучехра – Ноузар – погиб, вступив в противоборство с туранцем Афрасиабом. Богатырь Рустам бросился в битву с недругом, но Афрасиаб в последний момент уклонился от поединка. Война затянулась надолго.
«Однажды Афрасиаб взял в плен не воинов, а иранских старейшин и мудрецов. Он приказал убить их, но Агрирас встал перед ним и сказал:
— Эти люди не надевали воинских доспехов и не выходили на поле боя. Это мирные мудрые люди, и все к ним прислушиваются. Если вы их убьёте, то как будете править жителями Ирана?
Афрасиаб задумался и сказал:
— Свяжите им руки-ноги оковами и цепями и заключите их всех в темницу, а после мы что-нибудь решим.
Агрирас успокоился. Он сообщил иранским старейшинам и мудрецам, что они избежали смерти. Затем подумал и сказал про себя:
— Ни иранцы не могут править Тураном, ни туранцы — Ираном. И эти войны ни к чему, кроме убийств и разрушений, не приводят. Надо что-то придумать, чтобы положить конец войне».
Мохаммад Реза Юсефи. Человек мира
В одном из своих походов Рустам встретил прекрасную Тахминэ, дочь правителя одного из княжеств Турана, и женился на ней. Однако не суждено им было радоваться счастью. Так и не узнал великий герой, что Тахмине родила ему сына, который получил имя Сухраб. Но мальчик вырос и начал спрашивать, кто же его отец. Мать рассказала ему обо всем и отдала браслет, который оставил ей Рустам при расставании. Конечно, молодой богатырь захотел как можно скорее встретиться со своим отцом, легендарным героем. Но Афрасиаб решил погубить Рустама руками его сына.
«Славные иранские воины подняли разноцветные знамёна со своими гербами. Но Сухраб думал только о Рустаме. Как узнать его? Как найти своего отца? Сухраб потребовал к себе Хаджира и спросил: — Я вижу множество гербов, на них — изображения солнца, луны, слона, льва, дракона… Где среди них герб Рустама? Покажи мне его знамя! — Хаджир прекрасно знал, что на гербе Рустама изображён дракон. Но он подумал: «Нельзя говорить врагу имя и приметы друга. Лучше обмануть его». Он так и сделал — сказал, что Рустама нет среди иранских вождей, и Сухраб очень-очень огорчился».
Мохаммад Реза Юсефи. Рустам и Сухраб
«Шахнаме» и русские былины
Исследователи русского эпоса неоднократно замечали сходство ряда его сюжетов с теми, которые характерны для эпоса иранского. Так возникло предположение, что в основу популярного сказания о славном богатыре Еруслане, ставшего основой для многочисленных повестей и лубков, положен пересказ соответствующих фрагментов «Шахнаме». Имя главного героя — Еруслан представляет собой трансформированное Арслан («Лев»), а именно такое прозвище получил за свою доблесть витязь Рустам. Отчество «Лазаревич» получилось из первоначального «Залазарович» (в более ранних вариантах сказания отец главного героя звался Залазар) как более привычное для отечественного слуха. Это сразу заставляет вспомнить имя отца Рустама – Заль-зар. И даже чудесный конь, верный помощник героя, в историях о Еруслане зовется Араш, что также созвучно эпосу о Рустаме, чей конь звался Рахш.
Более того, в историях о Еруслане можно найти и один из самых известных сюжетных ходов «Шахнаме» — поединок неузнанных друг другом отца и сына. Ведь Рустам и Сухраб так и не успели осознать свое родство…
Даже в былинах об Илье Муромце есть этот сюжетный прием, причем где-то поединок заканчивается трагически, как и в «Шахнаме», а в более поздних версиях отец успевает заметить свой перстень на руке сына и удержать роковой удар.
С творения Фирдоуси началось зарождение новоперсидского языка и развитие классической персидской поэзии, давшей миру множество замечательных произведений, среди которых «Шахнаме» традиционно занимает место уникального шедевра. Поэме было суждено сыграть свою роль в грядущем объединении Персии и ее возрождении после арабского завоевания. Фирдоуси об этом, конечно, знать не мог, но в своих стихах он выражал надежду на то, что они будут неподвластны времени и сохранят его имя от забвения.
Автор: Алекс Бертран Громов
Источник: http://terraart.ru/?p=9799