Старинные восточные книги и манускрипты – всегда редкость. При этом они традиционно вызывают огромный интерес как у исследователей, так и у коллекционеров. Особенно интенсивно росло внимание к подобным раритетам в середине ХХ века. И, как рассказывается в этом научном издании, повышенный спрос немедленно вызвал и предложение. В Иране появились мастерские, где изготавливались фальшивые манускрипты, причем подобная деятельность шла на протяжении десятилетий. Коллекционеров, желающих пополнить свою библиотеку настоящим средневековым трактатом, оказалось много, и это, как правило, были состоятельные люди, способные заплатить высокую цену. «Здесь надо подчеркнуть прописной закон: бизнесу фальсификаторов не удалось бы достичь столь огромного размаха без рыночного спроса. Спрос подпитывали и коллекционеры, и научное сообщество. Оно ещё с конца XIX в. стало испытывать острую нехватку общедоступных средневековых текстов и нуждаться в их публикации. Рыночный спрос породил местных умельцев, которые профессионально удовлетворяли его как внутри страны, так и за её пределами вплоть до начала 60-х гг. ХХ в. Поначалу спрос был больше внутренним, очевидно, вызванным местными коллекционерами и потребностью наполнить ценными экземплярами рукописные фонды недавно открытых библиотек (например, Национальной библиотеки Ирана, 1937 г.). Затем бизнес фальсификаторов расширился, они вышли за границы Ирана и начали удовлетворять уже внешний спрос на раритеты». Более того – потом поддельные книги попадали в поле зрения ученых, не подозревавших о размахе фальсификации, и становились фактором, влияющим на ход дальнейших исследований. Впрочем, подделки появлялись в любые времена, есть среди них и такие, которые сами уже являются антикварным сокровищем. В книге подробно рассматривается история одной такой рукописи – «Сийасат-нама / Сийар ал-мулук» («Книга о правлении» / «Жития владык»), авторство которой долго приписывалось визирю Низаму ал-Мулку. Этот видный государственный деятель эпохи Салджукидов известен своей непримирой борьбой против против ассасинов и их лидера Хасана ибн Саббаха, который в итоге сумел организовать успешное покушение на визиря. Так вот, ученые смогли установить, что текст «Книги правления» был скомпилирован великим персидским поэтом Мухаммадом Му‘иззи Нишапури, который рассчитывал, что правитель Маликшах в награду за находку рукописи погибшего визиря, даст ему должность при дворе.