Воскресенье, 22 декабря, 2024
ДомойСМИ о нас2020«Книгозавр» о сборнике статей «Революция и эволюция в исламской мысли и истории»

«Книгозавр» о сборнике статей «Революция и эволюция в исламской мысли и истории»

Эта серьезная научная работа издана под эгидой Института философии РАН. Она проливает свет на внутреннюю логику культурных изменений, происходивших в исламском мире. Одна из глав книги посвящена мессианским движениям в Османской империи в XVII – XX веках, в том числе –течению, основанному в 1665 году Шабтаем Цви. Из-за действий конкурента, донесшего на него турецким властям, зимой 1666 года Шабтая подвергли заключению в крепости Абидос неподалеку от Стамбула. Но там он жил в роскоши, принимал делегации и даже издавал свои указы, пока его не обвинили в стремлении захватить власть в Османской империи.

Один из разделов книги рассказывает о путях развития изобразительного искусства Арабского халифата. Во времена Омейядов возводились в основном Большие мечети и загадочные комплексы, называемые теперь «замками пустыни». По предположениям современных ученых, это были поместья или дворцы омейядских принцев, пришедшие в запустение после свержения этой династии. «С воцарением Аббасидов и перенесением центра Халифата на земли древних цивилизаций Двуречья главным ориентиром арабов в формировании собственной художественной культуры оказалось имперское искусство Сасанидов, особенно в раннеаббасидский период, что было обусловлено как исторической общностью территорий, так и эволюционными процессами».

Несколько статей посвящены поэту и общественному деятелю Мухаммаду Икбалу. Например, А.А. Лукашев в работе «Я — Истина» Манс̣ура ал-Х̣алладжа в понимании Шабистари и Ик̣бала» анализирует, как в творчестве Икбала получали новое осмысление литературные и философские памятники классического наследия Ирана.

Также в книге есть раздел об иранском суфизме и суфиях. По мнению французского ученого А. Корбэна, иранские суфии использовали специфические практики мистической любви, которых не было у арабов. В персидской религиозной поэзии присутствовали и чувственные устремления, и воспевание физически красивого человека, и искусства – музыки и танцы. Это отражало национальные черты самих персов, которым были близки описания искренних человеческих чувств.

Источник: http://knigozavr.ru/2020/09/19/aleks-gromov-olga-shatoxina-knigi-zolotoj-oseni/

похожие статьи
- Advertisment -spot_img

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ