Нет никаких сомнений в том, что имам ‘Али в своих речениях говорил об управлении, рассказывая своим чиновникам о его методах и принципах, а также наставляя их в этой области. Главный вопрос данного раздела – насколько глубоким было проникновение алидской традиции в область управления? Касался ли Имам всех аспектов управления, а именно руководства, планирования, надзора, контроля и т.п.? Прежде чем дать ответ на поставленные вопросы, необходимо в нескольких фразах описать, что же такое управление.
Теоретики в области управления предлагают различные определения этой отрасли знания. Эти определения говорят о различии в подходах к данной проблеме. К их числу, в частности, относятся следующие: «Управление заключается в деятельности, направленной на достижение прежде определённых цели или целей, путём руководства и согласования усилий людей» (Махди Ираннежад Паризи, Парвиз Сасан Гаухар. Сазман-е мудирийат аз ти’ури то ‘амаль. Изд. 2-е. Б.м., 1373/1994, с. 20) и «Научное управление – это комплекс определённых законов, правил и принципов, дающий поразительные результаты. Основной задачей управления является достижение наилучшего результата для заказчика вкупе с наилучшими результатами для исполнителей» (Фредерик Уинслоу Тэйлор. Усул-е мудирийат-е ‘ильми / Пер. Мухаммада ‘Али Туси. Б.м., с. 23). Сегодня мы наблюдаем появление огромного количества теорий в области управления. Эти теории являются порождением и классических школ, и новых взглядов на управление. Мэйолизм, школа человеческих отношений и поведенческих наук, теория Мэри Паркер Фоллет, теория Честера Барнарда, теория Герберта Саймона и теория систем (См.: Сазман ва мудирийат: аз ти’ури то ‘амаль. Гл. II, III) расходятся друг с другом в определении главных задач организации управления, к числу которых, в частности, относятся рост производства, получение максимальной прибыли, широкое использование механизированного и человеческого труда, превалирование ценности человека, его нужд и человеческих отношений, отказ от приравнивания человека к машине. Эти школы создали различные системы научного управления. Если отвлечься от упомянутых расхождений (взгляды имама ‘Али, безусловно, можно найти в его речениях и алидской традиции), то очевиден один важный момент, а именно то, что современное управление сложилось из планирования, принципов принятия решений, организации, согласования, коммуникации, стимулирования, руководства, контроля и надзора, общих целей организации, а также этических качеств работников и управляющих (См.: Гари Десслер. Мабани-йе мудирийат / Пер. Дауда Мадани; Гарольд Кунц и др. Мудирийат / Пер. Мухаммада ‘Али Туси и др.).
Следуя в русле высказываний имама ‘Али, автор настоящих строк пришёл к следующим выводам:
1. Для специалистов не секрет, что антропология и космология оказывают влияние на управление, которое использует теоретические положения этих наук. В связи с тем, что в алидской традиции излагается как антропологическая, так и космологическая проблематика, можно говорить об управлении, основанном на учении имама ‘Али.
2. Алидская традиция включает в себя конечные, промежуточные и начальные цели, играющие значительную роль в определении целей управления.
3. Этические качества работников и характерные особенности руководителя также относятся к важнейшим основам управления, которые можно найти в алидской традиции. Повелитель верующих уделяет этой проблематике максимальное внимание, немало говоря и о недостатках, и об изъянах управления.
4. Содержащиеся в хутбах, письмах и мудрых изречениях советы Имама, касающиеся других принципов и основ управления, например, надзора, планирования, коммуникации и контроля, только подчёркивают высокий уровень теории управления, основанной на учении ‘Али.
Принимая во внимание всё сказанное выше, не следует упускать из виду тот важный момент, что алидская традиция и жизнеописание имама ‘Али не содержат научных методов планирования, надзора, коммуникации, контроля, организации и согласования. Иными словами, теорию управления имама ‘Али необходимо дополнить и усилить с помощью рационально-эмпирической методологии.
Подводя итог, можно сказать, что Повелитель богобоязненных не был чужд вопросов управления. При этом он не отвергал и иные рационально-эмпирические методы в данной области. Таким образом, наука об управлении, помимо использования научного метода, системного подхода, а также принципов и теорий различных наук (в том числе физики, психологии, социологии, биологии, экономики и математики), прибегает и к помощи основ алидской антропологии, космологии, этики и телеологии. Теперь кратко изложим некоторые из основ теории управления в алидской традиции.
а) Принцип надзора. Надзор – один из важнейших столпов научного управления, играющий заметную роль в процессе принятия решений и руководства. Имам ‘Али в своих речениях говорит о тотальном надзоре за делами государственных чиновников. Именно с этих позиций Имам общается с правителем Азербайджана (Маскалой ибн Хубайром) (Нахдж ал-балага. Хутба 44), а в отношении Мухаммада ибн Аби Бакра, наместника Египта, принимает решение о его перемещении (Там же. Письмо 42). ‘Амра ибн Аби Салму, правителя Бахрайна и Фарса, Имам перемещает для участия в Битве при Сиффине, а вместо него назначает Ну‘мана ибн ‘Аджлана (Там же). Кроме того, имам ‘Али неоднократно обращается с предостережениями в адрес Зийада ибн Убаййа (Там же. Письмо 20), обрушивает упрёки на правителя города Хита Кумайля ибн Зийада (Там же. Письмо 61), а Мунзира ибн Джаруда отправляет в отставку за финансовые злоупотребления (Там же. Письмо 71). Все эти административные действия и решения вытекают из принципа надзора. Поощрение достойных руководителей и чиновников (например, Са‘да ибн Мас‘уда, правителя Мада’ина) также следует из этого же принципа. В своём ценном письме, адресованном Малику ал-Аштару, Имам неоднократно подчёркивает необходимость соблюдения принципа надзора, наказания и поощрения.
б) Этический уровень руководителей и чиновников. Имам ‘Али на протяжении всего своего правления занимался разъяснением нравственных качеств руководителей и чиновников, рекомендуя их властям предержащим. Так, например, можно отметить следующие упоминаемые Имамом качества: вера в Аллаха, единство слова и дела, мягкость и внимательность к людям, правдивость, добродушие, уравновешенность, открытость, верность соблюдению прав народа и неимущих, надёжность, отсутствие склонности к величанию и непокорству, сохранение главенства разума, страх перед Аллахом в тайных делах, покорность Аллаху, совершение деяний, соответствующих Корану и Сунне, возвеличивание Аллаха, усмирение страстей, ориентированность на Аллаха, справедливость, обращенность к человеку, смирение и скромность, соблюдение равенства и справедливости в поведении (Там же. Письма 19, 26, 27, 47, 53), точное знание целей и способов их достижения, абсолютная вера в поставленную цель, планирование, избегание разногласий и расколов, призыв к единству и сплочённости сил, умение ясно излагать конечную цель и свои этические нормы, неспешность и умение полностью использовать представившуюся возможность, настойчивость в достижении цели, твёрдые принципы, отрицание всякого рода беспечности, решительность в принятии решений, спокойное восприятие радостей и побед, способность к прощению и отказ от мести, способность терпеть разномыслие, стремление к истине и способность воспринимать критику, а также испрашивание совета у мудрых людей (См.: ‘Абд ал-Маджид Ма‘адихах. Фарханг-е Афтаб. «Рахбари». Т. 5, с. 2842—2904; Мухаммад Реза Хакими. ал-Хайат. Т. 1, с. 7—356; Мизан ал-хикмат. Т. 6, с. 371; Нахдж ал-балага. Письмо 5, 33, мудрое изречение 176, хутба 216).
г) Недостатки управления. Помимо условий, необходимых для нормального управления, и характерных качеств руководителей, имам ‘Али говорит и о факторах, препятствующих управлению, среди которых он называет дурное поведение, легкомыслие, притеснение, невнимательность в работе, невозможность исполнять работу, отдаление от работников и служащих, эгоизм, неумеренность, самовлюблённость, напоминание людям об оказанных услугах, протекционизм вместо законности и опрометчивость (Нахдж ал-балага. Письмо 31, 41, 53, мудрое изречение 184, 339; Гурар ал-хикам).
д) Стиль управления. В научном управлении способ, с помощью которого руководитель добивается личного влияния для достижения корпоративных целей, называется стилем управления или стилем руководства (‘Али Реза’ийан. Усул-е мудирийат. Б.м., б.г., с. 200). Вопрос о том, каким образом можно оказывать влияние на других людей, всегда занимал умы теоретиков науки об управлении, исследовавших такие проблемы, как специализация и квалификация, сила положения или сила личности, сила поощрения и наказания. В научном управлении, главным образом, отмечается два стиля: авторитарный и демократический. В авторитарном стиле делается акцент на обязанности, в демократическом стиле – на взаимоотношения между людьми (Там же, с. 202–205).
Ряд исследователей в области науки об управлении разделяет стили руководства на чисто авторитарный, патерналистский, консультативный и либеральный (построенный на взаимоотношениях между людьми). Разницу между этими стилями они видят в степени доверия к подчинённым в процессе принятия решений и организационной стратегии, в форме контроля, в связи между руководителем и подчинёнными, а также во взаимоотношениях между официальными и неофициальными организациями (‘Али Реза’ийан. Усул-е мудирийат. Б.м., б.г., с. 207). Принимая во внимание советы имама ‘Али (соблюдение справедливости и отказ от принуждения со стороны руководителя, изучение нужд подчинённых, пристальное внимание к окружению руководителя или правителя, отказ от эгоизма и восхвалений, отказ от обвинений и пессимизма, консультации с подчинёнными и участие последних в процессе принятия решений, консервативная приверженность религиозным принципам ислама, использование священных принципов главенства божественных законов и человеческого достоинства (См.: Гурар ал-хикам. «‘Адль»; Нахдж ал-балага. Хутба 209, письмо 27, 46, 53, мудрое изречение 153, 164)), можно говорить о введённом им новом стиле управления. Это – божественно-гуманитарный стиль, когда работники участвуют в процессе принятия решений, в котором превалируют предписания Аллаха и религиозный закон, в котором ценится уважение к человеческому достоинству и при этом применяются принципы надзора, поощрения и наказания.
е) Советы имама ‘Али относительно планирования. Например, Имам говорит: «Точность планирования лучше вероятности» (Мизан ал-хикма. Т. 6, с. 551), «благоустройство государств состоит в реализации планирования и взвешивании всех возможностей» (Там же. Т. 2, с. 551). Кроме того, имам ‘Али советует Малику ал-Аштару: «Во всякий день делай работу только этого дня, ибо каждый день обладает своим особым делом. Воздержись от спешки в делах, пока не придёт их время, воздержись от всецелого погружения в них, когда настанет возможность их совершения, или от упрямой настойчивости в них, если они окажутся запутанными, или от охлаждения к ним, когда они станут понятными. Итак, всему отводи своё место, и всё делай в своё время» (Нахдж ал-балага. Письмо 53).
ж) Различные аспекты управления. В своих проповедях, письмах и мудрых изречениях имам ‘Али затрагивает некоторые вопросы политического, военного, экономического, государственного и семейного управления. В рамках политического управления Имам говорит о методах борьбы со смутами (Там же. Хутба 5), о точном донесении политической информации (Там же. Хутба 6), о взаимных правах руководителя и народа (Там же. Хутба 34), о способах избежать неповиновения и бунта (Там же. Хутба 39). В рамках военного управления Имам сообщает людям о военных приготовлениях военачальников, участвовавших в Битве у верблюда (Там же. Хутба 10), растолковывает своему сыну Мухаммаду ибн Ханифе военные, психологические и идеологические факторы, способствующие победе в битве (Там же. Хутба 11), извещает жителей Куфы о военных приготовлениях военачальников Му‘авийи (Там же. Хутба 256), а также даёт наставления в военном деле и предостерегает от различных военных уловок (Там же. Хутба 121, 124).
Говоря об управлении в области экономики, Имам напоминает о правильном распоряжении казной и личным имуществом (Нахдж ал-балага. Письмо 21, 24). В рамках семейного управления Имам рассказывает о таких принципах, как принцип распределения труда в семье, принцип семейного совета, принцип согласия, принцип взаимной защиты, принцип ответственности, принцип твёрдости духа и стойкого перенесения тягот, принцип соблюдения мусульманского хиджаба, принцип семейного равновесия, принцип руководящей роли мужчины в семье (Мухаммад Дашти.Улгуха-йе рафтари: имам ‘Али ва мудирийат. Т. 7, с. 70—90).
Источник: ‘Абд ал-Хусайн Хосроупанах. Имам ‘Али и его взгляд на общественное устройство / пер. с перс. Б. Норик, М. Махшулов; научн. ред. Н. Мамед-заде, Б. Норик. – М.: Центр исследований и переводов «Ахли-бейт», 2017. – С. 86 – 93.