Что лучше – стремительные революционные перемены или неспешное поступательное развитие? С точки зрения философии, внимания достойно и то, и другое, равно как и взаимосвязь этих двух явлений. Всестороннему рассмотрению многочисленных аспектов революционных и эволюционных изменений посвящены разделы этой книги, вышедшей под эгидой Института философии РАН. В сознании большинства из нас слово «революция» связано, прежде всего, с быстрым изменением общественного строя. Но в статьях этого сборника уделено большое внимание процессу развития научной мысли, который объединяет постепенное накопление знаний и их осмысление порой несколькими поколениями исследователей со внезапными озарениями и открытиями, коренным образом меняющими картину мира. Авторы не обходят своим вниманием и культурное развитие – например, изобразительное искусство эпохи Арабского халифата, вбиравшее в себя элементы культур многих народов, или то, как древнеиранские поэтические традиции впоследствии обрели новую жизнь уже в рамках классической персидской поэзии. В ряде случаев показано и то, насколько творческие открытия, продолжающие и развивающие традицию, унаследованную от великих предшественников, связаны с актуальными общественными проблемами. А.А. Лукашев в статье «Я — Истина» Манстура ал-Хталладжа в понимании Шабистари и Иктбала» показывает, как и почему виднейший поэт и мыслитель Аллама Мухаммад Икбал обращался в своем творчестве к классическим памятникам иранской литературы и философии. «Иктбал жил и творил на рубеже XIX—XX вв., когда мусульманские страны находились в кабальной колониальной зависимости от западных держав. После той роли, какую они играли в Средние века, в Новое и Новейшее время им пришлось довольствоваться положением стран третьего мира. Эта ситуация была серьезным вызовом для лучших умов того времени, искавших пути выхода для своих стран из цивилизационного тупика». Культурное развитие стало одним из основных факторов, способствовавших крушению колониальной системы и глобальному изменению устройства мира.
Автор: Ольга Шатохина, Алекс Громов